Розділи

загрузка...
7. Методы установления цен в рыночной экономике; 7.1. Установление цены реализации на основе средних издержек и прибыли; Ценообразование - Ерухимович И.Л.

7. Методы установления цен в рыночной экономике

Как было сказано ранее, с помощью цены реализуются основные результаты деятельности предприятия. Производство должно давать прибыль. Поэтому расчет, обоснование и установление цены товара в каждой конкретной рыночной ситуации имеют первоочередное значение. В обобщенном виде соображения товаропроизводителей относительно уровня цены на конкретный товар выглядят так:

Слишком низкая цена

Возможная цена

Слишком высокая цена

Получение прибыли невозможно

Себестоимость

Цены конкурентов

Цены товаров-заменителей

Уникальные достоинства товара

Формирование спроса невозможно

С учетом изложенного выбирается метод ценообразования. В рыночной экономике на его выбор влияют различные факторы. К наиболее весомым можно отнести вид и характеристику товара (степень новизны, возможность замены другими товарами и др.), рыночную конъюнктуру, состояние предприятия (фирмы) в отрасли.

Рассмотрим наиболее распространенные методы установления цен.

7.1. Установление цены реализации на основе средних издержек и прибыли

Этот метод широко используется в отечественной экономике. В условиях административно-командной экономики он был основным. В рыночной экономике сфера его использования ограничена. Согласно этому методу цена должна учитывать полную себестоимость продукции и чистый доход в виде прибыли от ее реализации. Прибыль в цене определяется по нормативу в процентах к себестоимости (рентабельность продукции). Величина рентабельности устанавливается товаропроизводителем исходя из соображений прибыльности продукции и ее конкурентоспособности; она может регулироваться государством посредством установления граничного уровня рентабельности.

Этим методом определяется нижняя граница цены, т. е. цена производства. Рыночная цена может быть ниже этой границы только в исключительных случаях и на протяжении короткого периода времени.

Этот метод отображает традиционную ориентацию главным образом на производство, а не на рыночный спрос и имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные — простота, отрицательные — отсутствие ориентации на рыночные факторы ценообразования (в первую очередь на спрос). Поэтому при нормально функционирующем рынке такая схема установления цены абстрактна и оторвана от реальных рыночных условий ценообразования.

В реальной жизни этот метод могут использовать предприятия (фирмы)-монополисты (тип ценовой политики "ценовой лидер"), предприятия, изготавливающие совершенно новую, оригинальную продукцию (тип ценовой политики, "снятие сливок"), предприятия, выполняющие единичные (разовые) заказы, предприятия, производящие продукцию, на которую государство ограничивает уровень рентабельности.