Розділи

загрузка...
Выводы ; Ценообразование - Ерухимович И.Л.

Выводы

1. На уровень, соотношение и изменение цен на продукцию (работы, услуги) влияет множество факторов. Основные из них: затраты производства, качество, спрос и предложение, наличие монополий, инфляция, каналы сбыта.

2. В условиях монопольного рынка высокий уровень затрат обусловливает высокую цену. В условиях конкурентной среды влияние затрат производства на цену уменьшается.

3. Повышение качества товара должно обеспечивать одинаково выгодные условия как производителю, так и потребителю.

4. Спрос характеризуется массой товара, которая может быть куплена на рынке, а предложение — массой ценностей, созданных для удовлетворения спроса.

5. Прямая зависимость между спросом и ценой характеризует эластичный спрос, обратная зависимость — неэластичный. Коэффициент эластичного спроса больше единицы, неэластичного — меньше единицы.

6. Прямая зависимость между предложением и ценой характеризует неэластичное предложение, обратная — эластичное.

7. При равенстве спроса и предложения интересы производителей и потребителей совпадают: реализуется весь объем предложений и удовлетворяется весь имеющийся спрос. Это состояние рынка называется рыночным равновесием. Цена, уравновешивающая спрос и предложение, называется ценой равновесия.

8. Устойчивое превышение спроса над предложением, обусловливающее повышение цен и увеличение количества сделок, характеризует повышательную рыночную конъюнктуру, при которой возникают экономические преимущества для продавцов. Такая ситуация создается на рынке продавца.

9. Превышение предложения над спросом приводит к состоянию понижательной или низкой рыночной конъюнктуры, создает экономические выгоды для покупателей. Это характерно для рынка покупателя.

10. Степень монополизации рынка находится в обратной зависимости от количества продавцов. Монополизм продавцов способствует повышению цен, монополизм покупателей обусловливает низкие цены.

11. Ограничение монополизма достигается благодаря конкуренции. Существует конкуренция производственная и рыночная.

12. Производственная конкуренция — это конкуренция между производителями. Она бывает внутриотраслевой и межотраслевой.

13. Рыночная конкуренция — это соперничество между продавцами и между покупателями под влиянием соотношения спроса и предложения на тот или иной товар.

14. Формой ограничения монопольных цен служит антимонопольное законодательство.

15. Инфляция — процесс обесценивания денег в связи с повышением цен на товары и услуги. Инфляция бывает умеренной (ползучей) и ускоренной (галопирующей). Умеренная инфляция является стимулом для расширения производства и обусловливает незначительное повышение цен. Ускоренная (галопирующая) инфляция приводит к снижению объема продаж и повышению цен.

16. Количество звеньев товародвижения и цена находятся в прямой зависимости.

17. По степени учета затрат и прибыли различают цены оптовые и розничные. Товары производственного назначения могут реализовываться непосредственно потребителям (по оптовой цене производителя) и через посредников (по цене оптовой торговли). Цены на товары, реализуемые через розничную торговлю, называются розничными.

18. Разновидностью оптовых цен являются закупочные цены (на сельскохозяйственную продукцию) и цены форвардных сделок, используемые при операциях на бирже. Разновидностью розничных цен являются цены комиссионной и аукционной торговли.

19. Цены могут быть базовыми и лимитными. Базовые цены устанавливаются на представительные виды продукции определенного назначения с фиксированными параметрами качества. Лимитными называются максимально допустимые цены, обеспечивающие заинтересованность потребителей в использовании новой продукции.

20. По степени самостоятельности предприятия в ценообразовании различают свободные, или самостоятельно устанавливаемые, договорные (контрактные), регулируемые и фиксированные цены и тарифы.

21 . Свободные цены устанавливаются производителями самостоятельно в соответствии с принятой ими ценовой политикой. К свободным относятся прейскурантные цены (справочные цены информационного непериодического характера, публикуемые продавцом) и цены каталога (официальные цены, публикуемые в каталогах и проспектах предприятий, фирм и организаций оптовой торговли нерегулярно — как правило, продавцом).

22. Различают цены продавца, покупателя и нетто. Цена продавца отражает его интересы и формируется в условиях превышения спроса над предложением (на рынке продавца). Цена покупателя отражает его экономические интересы и формируется в условиях превышения предложения над спросом (на рынке покупателя). Цена нетто — чистая цена товара на месте его купли-продажи. Она является для покупателя суммой, фактически уплаченной продавцу, а для продавца — фактической выручкой от продажи за вычетом расходов, понесенных в связи с осуществлением сделки.

23. Договорными (контрактными) называются цены, устанавливаемые в договорах (контрактах) между продавцом и покупателем.

24. Регулируемые цены определяются на государственном или на местном уровне и могут колебаться в определенных пределах, не превышая заданного уровня.

25. Фиксированные цены утверждаются государственными или местными органами власти как постоянные и действуют на протяжении определенного времени.

26. Тарифы — это цены на услуги.

27. Сметная стоимость — это цена продукции строительства.

28. Цены, указываемые в контрактах, могут быть твердыми, с последующей фиксацией и скользящими. Все эти цены называются ценами фактических сделок. Твердая цена остается неизменной от момента подписания контракта до поступления товара к покупателю. Цена с последующей фиксацией указывается на определенную календарную дату. Скользящая цена зависит от экономического состояния страны-экспортера.

29. Индикативной называется цена, сложившаяся на международном рынке на соответствующий товар на момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и осуществления расчетов.

30. Демпинговая цена — цена на товар, существенно более низкая, чем при обычных коммерческих операциях.

31. В зависимости от региона реализации различают цены единые, региональные, зональные и поясные.

32. По времени действия цены подразделяются на постоянные, временные и разовые. Разновидностью временных цен являются ступенчатые.

33. Транспортные и связанные с ними расходы, учитываемые в ценах, определяются условиями поставки товара. Во внутренней торговле цены в зависимости от условий поставки товаров отличаются по видам франко. В практике международной торговли для этого используют базисные условия поставки, толкование которых содержится в сборнике "Инкотермс".

34. Цены, используемые в практике учета, анализа и планирования экономических показателей, могут быть текущими и сопоставимыми.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите факторы, влияющие на уровень цен. Кратко охарактеризуйте их.

2. Как затраты производства влияют на уровень цен в условиях различных типов рынка?

3. Назовите возможные варианты зависимости величины прибыли товаропроизводителя от уровня качества выпускаемой продукции.

4. Как взаимосвязаны спрос, предложение и цена?

5. Дайте определение понятия "эластичный (неэластичный) спрос (предложение)".

6. Чем отличается рынок продавца от рынка покупателя?

7. Цена 1 л бензина одной марки на бензозаправочных станциях города находится в пределах 40—55 коп. Дневной объем продажи составляет 2,0—2,5 тыс. л и зависит от уровня цены. При этом повышение цены на 10% обусловливает снижение спроса на бензин на 3%:

а) постройте график изменения спроса на бензин и его предложения в зависимости от уровня цены;

б) найдите точку цены равновесия и значения этой цены, а также величину спроса и предложения бензина;

в) определите вид спроса по данным условия задачи.

8. Дайте определение понятия рыночной конъюнктуры и охарактеризуйте суть ее разновидностей.

9. Приведите примеры конкуренции производственной и рыночной, ценовой и неценовой.

10. Как умеренная и ускоренная инфляция влияет на изменение цен?

11. Чем различаются оптовые и розничные цены?

12. К какому виду цен относятся закупочные?

13. Что такое "цены форвардных сделок"?

14. Чем различаются регулируемые и фиксированные цены? К какому виду относятся цены на электроэнергию?

15. Чем различаются цены покупателя и продавца?

16. В чем различие цен по видам франко? Приведите примеры.

17. При выполнении каких расчетов нужно пользоваться текущими ценами, а при каких — сопоставимыми?