Розділи

загрузка...
2.3 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ; Финансы и статистика - Ковалева А.М.

2.3 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1 органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

'Утратил силу с 1 января 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. №159-ФЗ.

Внебюджетные Фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Согласно Закону Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти вправе принимать решение об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели - сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению - на экономические и социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов - 40, из них основные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды и др.
Согласно Бюджетному кодексу РФ Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

При формировании доходной части бюджетов внебюджетных фондов существует ряд льгот.

От уплаты страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды в 2000 г. освобождаются:

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюд-. жете на 2000 год» освобождаются от уплаты страховых тарифов во все государственные внебюджетные фонды Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции РФ.

Освобождаются от уплаты страховых тарифов также Министерство юстиции РФ и Государственный таможенный комитет с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ. ,

Рассмотрим основные социальные и экономические внебюджетные фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

В основные задачи Пенсионного фонда входят:

Средства ПФР формируются за счет:

Бюджет Пенсионного фонда образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах.

Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФР, определяется ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда. В 2000 г. тариф страховых взносов составляет для:

В 2000 г. от уплаты в Пенсионный фонд страховых взносов освобождены, кроме указанных выше льгот, федеральные суды и органы прокуратуры с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.

Учитывая, что в состав заработка при исчислении пенсий включаются все виды вознаграждений за работу (службу), страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источников их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.

Страховые взносы в ПФР не начисляются на выплаты единовременного характера. Так, законодательством к выплатам единовременного характера отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные пособия в виде материальной помощи, командировочные (и их заменяющие) выплаты, дотации на обеды и др.

Не начисляются страховые взносы в ПФР также на следующие выплаты: оплата отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения; стипендии, выплачиваемые учебными заведениями; компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; выходные пособия по увольнению; материальная помощь; студенческие стипендии, выплачиваемые предприятиями; беспроцентные ссуды на улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством; пенсии; пособия по социальной защите; стоимость путевок на санаторно-курортное лечение; оплата проезда к месту отдыха и обратно.

Законом Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. отменены начисления страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм и физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ, проектов строительства, создания и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи,. предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.

Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов (гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, - по безналичному расчету либо наличными деньгами) на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщика взносов.

Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы.

Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, уплачивают исчисленные страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы. По истечении установленных сроков на неуплаченную сумму начисляется пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. За несвоевременное перечисление взносов по вине банка соответствующий орган взыскивает с банка пеню в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования, но не более 0,2% этих сумм.

К плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:

Бесспорное взыскание, недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФР путем списания на счет ПФР средств, имеющихся на расчетном, валютном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на оснований инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФР.

Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет три года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение шести лет с даты образования указанной недоимки.

Пенсионный фонд используется на выплату: пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;

пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССР) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации" от 7 августа 1991 г. №822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Положение о ФССР утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда. Средства фонда образуются за счет:

Норматив отчислений юридических лиц в ФССР на 2000 г. установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

Страховые взносы не начисляются на:

Страховые взносы в ФССР регулируются постановлением Правительства Российской Федерации и уплачиваются:

• выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

• санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.);

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

в обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

проведение научно-исследовательских'работ по вопросам социального страхования и охраны труда;

® осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование перечисленных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗРФ) образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. в редакции Закона от 15 июля 1992 Г; №3307-1 для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования фонда занятости и расходования его средств определяется Положением о государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г. М 5132-1.

Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной государственной службы занятости населения (кроме районных в городах).

ГФЗРФ представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости, фондов занятости, формируемых в республиках РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах.

Фонды занятости в городах и районах образуются за счет:

в обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных субъектов);

обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

ассигнований из городских и районных бюджетов;

доходов от размещения средств фондов занятости на депозитных счетах в учреждениях ЦБ России, от приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской (соучредитсльской) деятельности организаций и учреждений, непосредственно способствующих деятельности службы занятости;

доходов от кредитных вложений: непосредственных товаропроизводителей на договорных началах под гарантии сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест; предприятий и организаций, осуществляющих по договору профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством; в виде процентов по ссудам, предоставленным безработным гражданам для осуществления предпринимательской деятельности;

дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих фондов занятости;

в добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;

прочих поступлений (внереализационные доходы, штрафы, пени и иные санкции).

Фонды занятости в республиках в составе РФ, автономной области и автономных округах, краях, областях создаются на основе:

Федеральная часть Государственного фонда занятости формируется за счет:

Тариф взносов в государственный фонд занятости для работодателей - предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйственных субъектов в 2000 г. установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Тариф взносов с заработка работающих не установлен (работающими гражданами не уплачивается).

Размер ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части Фонда занятости определяется представительными органами власти при утверждении бюджетов на планируемый период.

От уплаты страховых взносов в ГФЗРФ освобождены религиозные объединения, предприятия, объединения, учреждения, находящиеся в собственности указанных организаций и созданных для осуществления их уставных целей.

Страховые взносы не начисляются также на доходы: избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, членов избирательных комиссий не на постоянной основе, избирательных объединений; иностранных физических лиц.

Действующим законодательством не предусмотрена обязательная регистрация плательщиков страховых взносов в территориальных органах ГФЗРФ. Такая регистрация может производиться только в добровольном порядке. В соответствии -с этим не предусмотрено право любых учреждений и организаций требовать справок о регистрации в ГФЗРФ для осуществления каких-либо действий, в частности банков - для открытия расчетных счетов.

Средства ГФЗРФ направляются на:

Средства, поступающие в фонд занятости в виде доходов от финансово-хозяйственной деятельности и других поступлений, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат.