Розділи

загрузка...
Счет 12 «Нематериальные активы»; Нематериальные активы как объект учета; Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел І

Счет 12 «Нематериальные активы»

Нематериальные активы как объект учета

Нематериальные активы — это активы долгосрочного использования, которые не имеют материально-предметной формы, но имеют стоимостную оценку и использование которых приносит экономические выгоды.

Нематериальные активы являются капитальными активами, не имеющими вещевого воплощения, рыночная оценка которых зависит от прав, предоставляемых их владельцу. Балансовая оценка этих активов не может превышать их историческую стоимость.

Весь объем нематериальных активов, которыми владеет предприятие, — это совокупность прав предприятия распоряжаться объектами интеллектуальной и промышленной собственности и преимуществ по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности, действующими в данной отрасли.

В зависимости от назначения и функций, нематериальные активы делятся на три группы:

— интеллектуальная собственность;

— имущественные права;

— отложенные расходы (капитализирующиеся расходы).

Гудвилл также можно назвать нематериальным активом, но на балансе он показывается отдельной строкой, которая вписывается в форму № 1 «Баланс» (стр. 065). Гудвилл, в отличие от других активов, не является активом идентифицированным, следовательно, имеет некоторые особенности (об этом ниже).1 (1См. счет 19)

Интеллектуальная собственность — исключительное право субъекта правоотношения на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации либо собственно субъекта, либо выполнения работ, услуг.

К имущественным правам, согласно Плану счетов, следует отнести права пользования природными ресурсами (счет 121) и права пользования имуществом (счет 122).

К отложенным расходам можно отнести стоимость прав на ведение деятельности, на использования ряда экономических привилегий (защита от недобросовестной конкуренции) и прочие расходы, которые в силу их понесения в связи с долгосрочными намерениями подлежат капитализации. Учет таких прав ведется на счете 127.

Может показаться, что приведенный перечень нематериальных активов не является исчерпывающим, ведь есть много других видов НА, и среди них появляется все больше новых, ранее неизвестных. В действительности это не так. Все нематериальные активы, как бы они ни назывались, полностью укладываются в эту схему: интеллектуальная собственность, имущественные права и отложенные расходы. Например, если речь идет о таком редком пока виде прав, как право на управление творческим коллективом (или спортивной командой) и приобретенное в связи с этим право на получение доходов, то такие нематериальные активы зачисляются на счет 123 или 124 как промышленная собственность, но чаще как товарный знак (123), так как название знаменитой футбольной команды или название известного танцевального коллектива, хора и т. п. имеет все признаки «товарного знака». Еще один пример. Если предприятие приобретает франшизу (казалось бы, новый вид НА), то в зависимости от условий договора о правах, которые в нем названы франшизой, данный нематериальный актив может быть зачислен на баланс либо как объект интеллектуальной собственности, либо как объект имущественных прав на соответствующих этим понятием счетах НА.

Под франшизой в данном случае следует понимать право владения устоявшейся бизнес-системой, сложившейся определенным образом, которую франчайзер передает франчайзи за оговоренную в договоре франчайзинга компенсацию. В международной практике ФРАНЧАЙЗИНГ — это ФОРМА агентского представительства, ФРАНШИЗА — это приобретенное за деньги (или иную компенсацию) ПРАВО, т. е. нематериальный актив, а следовательно, объект бухгалтерского учета франчайзинговой деятельности. (К сожалению, в отечественном законодательстве термин ФРАНШИЗА определен только в контексте страховой деятельности как часть убытков, которая не возмещается страховщиком. Термин ФРАНШИЗА, относительно франчайзинга, украинским законодательством не определен, однако это не означает, что в деятельности украинских предприятий, работающих на условиях франчайзинга, нет такого объекта бухгалтерского учета. Ярким примером франчайзинга служит сеть ресторанов McDonalds.)

Кроме вышеупомянутых и известных нам видов нематериальных активов, в зарубежной практике к этому типу активов относят: имена (связанные с деятельностью фирмы), обязательства посторонних лиц не вступать в конкурентные отношения, задокументированные консультации и т. п.

Нематериальными активами с целью бухгалтерского учета признаются только те нематериальные активы, право на пользование которыми было куплено у других субъектов, или те нематериальные активы, которые можно продать, т. е. те нематериальные активы, которые имеют определенную ценность с точки зрения получения в будущем экономической выгоды. Короче, нематериальные активы — это купленные (приобретенные) права или права, которые можно продать (передать).