Розділи

загрузка...
Бухгалтерский учет по упрощенной форме; Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.2

Бухгалтерский учет по упрощенной форме

Малое предприятие — так же, как и бизнес, понятие сравнительно новое. С того времени, как такие предприятия появились, было сделано немало попыток создать какие-то особые, более легкие, условия деятельности для мелкого бизнеса. В значительной мере это касается и бухгалтерского учета.

На нашей памяти самой первой такой попыткой были Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях, изданные приложением к письму МФ СССР от 02.07.91 г. №40. Эти рекомендации доныне официально не упразднены, но всем понятно, что они «канули в лету». Можно было бы и не вспоминать о них сегодня, однако чтобы изучить эволюцию учетных форм, убедиться, действительно ли что-либо существенно изменилось, а если изменилось, то насколько, — это стоит сделать.

Этими рекомендациями предусматривалось ведение так называемого упрощенного учета по одной из двух предложенных форм: простой форме (в едином регистре) и форме с использованием регистров учета имущества малого предприятия.

Простой формой предусматривался единый учетный регистр для всех счетов — Книга учета хозяйственных операций. Наряду с этим простая форма предусматривала при необходимости ведение дополнительных регистров по учету расчетов: с персоналом по заработной плате, с бюджетом, а также расчетов с дебиторами и кредиторами, включительно с поставщиками, покупателями и заказчиками. Книга учета хозяйственных операций была комбинированным регистром, который должен был содержать все счета, которые малое предприятие могло выбрать для применения согласно своему рабочему плану счетов, образец которого также предлагался. Эта же книга служила основанием для составления бухгалтерской отчетности — баланса и отчета о финансовых результатах, поскольку она считалась достаточно детализированной для обоснования содержания соответствующих статей баланса.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия предусматривала для каждого счета отдельный регистр:

— Ведомость учета основных средств и амортотчислений;

— Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции;

— Ведомость учета расходов на производство;

— Ведомость учета денежных средств и фондов;

— Ведомость учета расчетов и других операций;

— Ведомость учета реализации (две ведомости — «по оплате» и «по отгрузке»);

— Ведомость учета расчетов с поставщиками;

— Ведомость учета заработной платы.

Кроме того, обязательным регистром была Шахматная ведомость, в которой обобщались итоги по всем другим ведомостям. На основании данных Шахматной ведомости составлялась Оборотная ведомость, данные которой, в свою очередь, служили основанием для составления бухгалтерской отчетности — Баланса и Отчета о финансовых результатах.

Малые предприятия Украины вели учет по упомянутым Рекомендациям вплоть до конца 1996 года, когда были изданы Указания о составе и порядке заполнения учетных регистров малыми предприятиями, утвержденные приказом МФУ от 31.12.96 г. №112 (Утратил силу Приказ МФУ от 09.07.2003 г. №440 «Об утрате силы некоторых нормативно-правовых актов по вопросам бухгалтерского учета» (зарегистрирован в Минюсте Украины 23.07.2003 г. под №629/7950) Однако оказалось, что эти Указания МФУ — точная копия Рекомендаций от 02.07.91 г., изданных МФ СССР, в переводе на украинский язык с незначительными изменениями некоторых формулировок. Указаниями также предусматривались две упрощенных формы учета — простая форма и форма с использованием регистров учета имущества малого предприятия. Предлагались те же регистры под теми же названиями (см. выше) и теми же номерами: от В-1 до В-9 для формы с использованием регистров учета имущества, и К

1 для простой формы. Книга учета хозяйственных операций (К 1) и в Рекомендациях МФ СССР, и в Указаниях МФУ содержит одинаковое количество граф, а все графы имеют идентичные названия. Все другие формы регистров также ничем (попарно) не отличаются: одинаковое количество колонок с идентичными названиями. За незначительным исключением: в украинском варианте ведомость учета реализации (та, что «по оплате») содержит уже 18 граф, а не 17, как это было в Рекомендациях МФ СССР, а ведомость учета заработной платы на целых 3 графы шире аналогичной ведомости из Рекомендаций. Шахматная ведомость и Оборотная ведомость также остались в списке регистров. Вот такое получилось «упрощение».

Ничего существенно нового не внесло и Положение об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, утвержденное приказом МФУ 30.09.98 г. №196 (последняя редакция от 07.12.2000 г.). В этом Положении (действующем с 01.01.99 г.), которым малые предприятия пользовались свыше четырех лет (Утратило силу Приказом МФУ от 09.07.2003 г. №440 «Об утрате силы некоторых нормативно-правовых актов по вопросам бухгал­терского учета»), сделана ссылка на Указания МФУ от 31.12.96 г. № 112 (см. выше) (А значит, Положение №196 рассматривалось как приложение к методическим Указаниям №112), а также, в частности, уточнено, что упрощенной формой учета (простой формой или формой с использованием регистров учета имущества) могут пользоваться «субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые по действующему налоговому законодательству самостоятельно избрали способ обложения по единому налогу». Целью Положения №196 (изменениями от 25.02.2000 г. и 07.12.2000 г.), очевидно, было адаптировать старые указания к новому учету: там указаны номера счетов по новому Плану, а также упоминается об учете расходов по элементам, т. е. на счетах класса 8. Но ни о чем, что бы говорило о приспособлении старых форм к новой корреспонденции счетов, в этом Положении не говорится.

Настоящая учетная революция произошла в 2001 году (не для всех, только для фермеров), когда были изданы Методические рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, утвержденные приказом Минагрополитики Украины от 02.07.2001 г. №189. Однако лучше бы этих нововведений совсем не было. Потому что там нет преимуществ, там одни недостатки.

В этих Методических рекомендациях также употребляются термины: простая форма, упрощенная форма. Но понимать их нужно уже по-другому. Так, если все другие малые предприятия (то есть малые предприятия несельскохозяйственной отрасли) под упрощенной формой должны были понимать две формы: простую (с единым реестром для всех счетов — Книгой учета хозяйственных операций, к которому при необходимости открывались отдельные реестры по некоторым счетам) и форму с использованием регистров учета имущества (см. выше), то, согласно Методрекомендациям №189, крестьянские (фермерские хозяйства) под упрощенной системой должны были уже понимать то, что другие называли простой формой, а под простой — уже нечто совсем новое — Книгу учета доходов и расходов без применения двойной записи. (Не слишком ми много путаницы в знакомых терминах?). Кстати, в последнем случае, когда фермер ведет Книгу учета доходов и расходов (фермерская «простая» форма), баланс составлять Минагрополитики ему рекомендует с помощью... инвентаризации, то есть физического подсчета имущества, что, в свою очередь, означает определение дебиторской и кредиторской задолженности по памяти. Форма такого «простого» учета сводится к двум регистрам: Опись имущества и Книга учета доходов и расходов. Обойтись этими двумя реестрами фермеру при составлении баланса весьма непросто.

Что касается так называемой упрощенной формы по-крестьянски, то в этом случае Минагрополитики рекомендует завершать учет (перед составлением отчетности) довольно знакомым многим из нас регистром под названием «Журнал — главная», в котором предусмотрено 40 граф. Кроме того, эта «упрощенная» форма включает и другие обязательные регистры: Журнал регистрации хозяйственных операций (аналог Книги учета хозяйственных операций), Ведомость учета основных средств и начисления амортизации, Ведомость учета расчетов, Ведомость учета затрат производства.

Между тем классическая форма бухгалтерского учета, известная под названием своего основного реестра «Журнал — главная», должна быть одновременно и хронологическим журналом для последовательной записи осуществляемых операций, и главной книгой, где подытоживаются обороты и остатки по всем счетам на конец месяца для баланса. Иными словами, эта форма не предусматривает ведения Журнала регистрации хозяйственных операций, потому что в таком случае происходит лишнее дублирование записей. Разумеется, эта форма при большом количестве операций допускает ведение вспомогательных реестров (накопительных сведений и мемориальных ордеров), но ни в коем случае там нет места Журналу учета хозяйственных операций, потому что книга «Журнал — главная» является прямым заменителем этого регистра. Нужно признать: творение Минагрополитики (под номером 189) — это довольно неудачная попытка упростить учет в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Но, к счастью, в этом году к фермерам пришло спасение. В виде Методических рекомендаций по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденных, приказом МФУ от 25.06.2003 г. №422. И хотя Методические рекомендации, изданные в 2001 году по приказу Минагрополитики №189, по-прежнему действуют, однако новыми Методическими рекомендациями МФУ №422 могут пользоваться малые предприятия — субъекты предпринимательской деятельности «любой организационно-правовой формы и формы собственности (кроме банков)» (См. п. 1 Методических рекомендаций №422) Следовательно, и крестьянские (фермерские) хозяйства также.

Остается посоветовать всем фермерам срочно забыть о той форме, которая им было рекомендована Минагрополитики (несмотря на то, что она еще не упразднена), а немедленно перейти к изучению Методических рекомендаций №422. В первую очередь потому, что в новых методрекомендациях уже нет той «простой» формы, которая не предусматривала двойной записи и сводила весь учет к ведению Книги доходов и расходов, а составление отчета—к стародавней инвентаризации. Во-вторых, следует признать: новая форма более совершенна, лучше струк-турированна и, если можно так сказать, более хрупкая по сравнению с предыдущими. Хотя и не лишена некоторых недостатков. Однако главное преимущество — по этой форме можно работать.

Начальным этапом бухгалтерского учета на малом предприятии является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления материальных носителей первичной информации — первичных документов. Следующий этап — регистрация в учетных регистрах информации, содержащейся в первичных документах, с использованием определенного набора счетов. Далее, по окончании отчетного периода, сводная информация из всех регистров переносится в соответствующие статьи бухгалтерской отчетности.

В целом любое упрощение учета — это не только упрощение формы его ведения, это и упрощение Плана счетов, означающее уменьшение их количества по сравнению с Планом счетов, действующим для всех других предприятий.