Розділи

загрузка...
Виды провайдерских услуг; Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.2

Виды провайдерских услуг

Действия провайдера заключаются в передаче и приеме различных сообщений (знаков, сигналов, текстов, изображений) посредством обмена информацией между компьютерами всей сети. Услуги провайдера предоставляются в рамках договора об обеспечении доступа в Интернет, по которому провайдер осуществляет маршрутизацию запросов пользователя, а пользователь со своей стороны вносит своевременно оплату за потребление этих услуг.

К наиболее распространенным видам провайдерских услуг относятся следующие услуги:

— услуги по обеспечению доступа к сети Интернет по коммутируемой линии связи (клиент из дома или офиса работает с Интернет по телефонной линии, устанавливая связь с модемным пулом провайдера);

— услуги по обеспечению доступа к сети Интернет по выделенной линии связи (офис клиента получает круглосуточный доступ к сети Интернет с высоким качеством и скоростью связи);

— услуги электронной почты;

— услуги по размещению Web-сайта клиента — хостинг (создание для клиента виртуального сервера с круглосуточным обеспечением доступа пользователей Интернет к его Web-сайту);

— услуги по настройке программного обеспечения (в том числе с выездом к клиенту);

— услуги по обучению навыкам работы в сети Интернет;

— продажа интернет-карточек (пластиковых «пропусков», позволяющих пользователям от их собственного имени входить в сеть с чужого компьютера; при этом статистика учета времени «работает» с лицевым счетом данного пользователя, а не со счетом владельца компьютера).

Все эти виды услуг ниже будут рассмотрены на примерах отражения в бухгалтерском учете. А пока несколько слов по существу вопроса.

Осуществляя подключение пользователя к сети Интернет и обеспечивая его дальнейший к ней доступ в течение срока действия договора, провайдер тем самым оказывает ему услуги связи.

Подключение представляет собой обеспечение пользователю доступа к сети Интернет и сопровождается присвоением ему сетевых реквизитов: уникальных идентификаторов, состоящих из комбинации имени и пароля, а также соответствующих им расчетных кодов, предназначенных для учета платежей и объемов пользования услугами. Подключение оплачивается однократно и не зависит от срока действия договора о предоставлении услуг. Размер оплаты за подключение зависит от объема дополнительных услуг, предоставляемых тем или иным провайдером, а также от того, какой адрес будет зарегистрирован: с выделением домена соответствующего уровня или без выделения домена. Получение адреса с выделением домена стоит пользователю дороже, т. к. в этом случае ему выделяется его собственный домен без упоминания имени провайдера. Используя такой адрес пользователь рекламирует свое собственное имя, а не торговую марку провайдера.

Услуги провайдера по предоставлению пользователю дискового пространства и канала связи для размещения Web-сайта на сервере и техническому обслуживанию этого Web-pecypca называют услугами хостинга. Это один из способов обеспечения пользователя Интернет представительством в сети. Размер оплаты за предоставляемый провайдером хостинг зависит от количества хранимой информации, вида канала связи и его пропускной способности.

При размещении чужого Web-сайта на принадлежащем провайдеру дисковом пространстве с выделением части собственного или арендуемого канала связи с Интернет между провайдером и его клиентом возникают отношения, напоминающие арендные. Однако с формальной точки зрения эти отношения не могут квалифицироваться как арендные, поскольку при хостинге не возникает факт передачи арендатору всех рисков и выгод, связанных с правом пользования и владения активом (См. определение терминов, данное П(С)БУ 14 «Аренда».) Поскольку предоставляемые для размещения Web-сайта области дискового пространства на сервере провайдера не могут быть определенно идентифицированы, то и отношения между провайдером и клиентом, который пользуется предоставленным ему хостингом, нельзя назвать арендными. Именно поэтому в бухгалтерском учете провайдера плата за хостинг не отражается на счете 713 «Доходы от операционной аренды активов», а учитывается на счете 703 «Доходы от реализации услуг», т. е. там же, где отражаются доходы, получаемые от всех видов провайдерских услуг. Разумеется, при этом в целях обеспечения аналитичности данный счет следует подразделить на субсчета, название которых будет соответствовать видам предоставляемых услуг.

Хостинговые услуги, помимо предоставления клиентам дискового пространства для размещения их Web-сай-тов, включают в себя работы по их техническому сопровождению и поддержке. Эти обязанности провайдера вытекают непосредственно из факта размещения Web-pecypca клиента на своем сервере, т. к. один лишь факт копирования файлов пользователя на выделенную ему область диска не охватывает тот пакет услуг, который называется хостингом. Техническое сопровождение размещенного таким образом Web-pecypca рассматривается как сопутствующая обязанность «арендодателя» (Что-то вроде поддержания в рабочем исправном состоянии переданного в аренду имущества)

Интернет-карточка для приобретшего ее пользователя Интернет является свидетельством оплаты определенного количества времени, в течение которого ему будет предоставлен доступ в Интернет. Интернет-карточка позволяет ее владельцу входить в сеть с чужого компьютера от его собственного имени, а не от имени владельца этого компьютера, в связи с чем статистика учета времени «работает» с лицевым счетом данного пользователя, а не со счетом владельца компьютера. Доходы от продажи интернет-карточек провайдер предварительно зачисляет на счет 69 «Доходы будущих периодов», а затем, по мере того, как будет выбираться время, отведенное пользователю — владельцу карточки, эти доходы находят отражение на счете 703 «Доходы от реализации услуг».

Интернет-карточки реализуются провайдером как непосредственно пользователям, так и через посредников — комиссионеров. Таким образом, пользователь может приобретать интернет-карточки любого провайдера в любой розничной торговой точке.

Интернет-карточки, продаваемые через посредников, учитываются провайдером аналогично тому, как отражаются операции с продукцией или товаром, переданными на комиссию. С той лишь разницей, что вместо счета «Товары» провайдер использует забалансовый счет для учета бланков карточек, предварительно списав стоимость их изготовления в расходы. Такой подход объясняется тем, что первоначальная стоимость карточек, по сравнению с их номиналом совсем незначительна. Забалансовый счет следует поделить на два субсчета: один для карточек, которые провайдер намерен продать самостоятельно, другой для карточек, переданных посреднику.

Почему же провайдеру нельзя использовать для учета интернет-карточек счет «Товары»? Потому что провайдер на самом деле реализует услуги по доступу в Интернет, а не свидетельства об оплате этих услуг, каковыми по существу являются интернет-карточки. Интернет-карточка не является товаром, это всего лишь инструмент для получения услуги — доступа в сеть. Получая от провайдера интернет-карточки для реализации, комиссионер (посредник) получает возможность продавать услуги этого провайдера.