Розділи

загрузка...
Правила, которые следует соблюдать в учете; Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.2

Правила, которые следует соблюдать в учете

Переходим к основным моментам, которые бухгалтер должен для себя (и для приказа об учетной политике) определить и в дальнейшем придерживаться, чтобы учет стал занятием легким и приятным.

1. Стоимостная оценка запасов

От стоимостной оценки запасов зависит процедура калькуляции стоимости блюд.

Если учет покупных запасов ведется по продажным ценам, то ингредиенты приготовляемых блюд включаются в калькуляцию также по продажным ценам, в результате продажная цена готового блюда представляет итог всей калькуляции.

Если учет покупных запасов ведется по первоначальной стоимости, то ингредиенты приготовляемых блюд включаются в калькуляцию без наценки, а продажная цена готового блюда определяется путем добавления единой наценки к себестоимости готового блюда.

Если запасы учитываются по продажным ценам, то валовой доход определяется как сумма реализованных торговых наценок (сумма оборотов за определенный период по кредиту счета 285 красным сторно).

Если запасы учитываются по первоначальной стоимости (по исторической себестоимости), то валовой доход определяется как разница между объемом продаж за период без учета НДС (сумма оборотов по кредиту счета 791) и объемами закупок сырья, продуктов, товаров, стоимость которых учтена в объемах продаж.

В случае учета приобретенных для приготовления блюд запасов на счете 20 «Сырье и материалы» (т. е. по их первоначальной стоимости) последующее списание с этого счета следует осуществлять непосредственно на счет 90 «Себестоимость реализованной продукции», минуя счет 23 «Производство».

2. Способ учета транспортно-заготовительных расходов

Таких способов есть два: ТЗР либо присоединяются к покупной стоимости запасов, либо собираются на отдельном счете 286 с последующим списанием их в реализацию параллельно с выбытием запасов, — это общеизвестно.

3. Учет налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость ни в коем случае не должен прибавляться к торговой наценке на стадии поступления запасов от поставщиков. Учитывать потребительский налог (каковым является НДС) в составе продажной стоимости еще не проданных товаров есть нарушение всех учетных канонов, как международных, так и национальных. Термин «Товарная надбавка», каковым обозначали сумму торговой наценки и НДС, отменен вместе с отменой приказом КМУ №291 всех инструкций и других нормативных документов МФУ в части корреспонденции счетов (в т. ч. это касается и Инструкции №141, которой данный термин был определен и где приводилась корреспонденция счетов для учета товарных надбавок). Этот вопрос был достаточно подробно раскрыт в другой теме (См. «Розничная торговля») Здесь ограничимся лишь напоминанием, что предприятие (плательщик НДС) — сборщик этого налога показывает в своем учете лишь на стадии продажи своего товара; т. е. когда предъявляет счет покупателю или когда поступает оплата (в зависимости от того, какое из двух событий наступает первым). Это значит, что оборот с учетом НДС впервые показывается только на счете 702 «Доходы от реализации товаров». Кстати, ни в одном из серьезных нормативных документов упоминания о товарной надбавке, т. е. о том, что к торговой наценке следует прибавлять НДС, не содержится. Этого нет ни в Инструкции №291, ни в П(С)БУ 9 «Запасы». Да и Закон об НДС совершенно четко разделяет понятия контрактная стоимость и НДС (согласно этому закону НДС начисляется сверх контрактной (продажной) стоимости, а не входит в ее состав). Что касается Рекомендаций Министерства экономики №157 от 17.06.2003 г., где схемы проводок приводятся по устаревшей методике (только с новыми номерами счетов), то это всего лишь рекомендации, т. е. документ, необязательный к безоговорочному исполнению. Тем более если его соблюдение влечет за собой нарушение других нормативных документов, к исполнению обязательных.

4. Учет расходов на приготовление блюд и обслуживание процесса потребления

Все эти расходы — зарплата поваров, официантов и др. обслуживающего персонала, связанные с ней сборы на социальное страхование, а также цветы, посуда, свечки, салфетки, спецодежда (одним словом, МБП), тиражирование меню, стирка белья, электроэнергия, вода, амортизация, реклама и т. д. и т. п., — все это представляет собой не что иное, как расходы на сбыт. (В дореформенном учете это были издержки обращения.) Если быть более точными, это расходы на обслуживание посетителей. Но никак не расходы на производство.

Вообще-то, издержки обращения, как уже упоминалось, в дореформенном учете представляли собой сумму из вышеуказанных расходов и ТЗР в части, приходящейся на объем реализации (если последние учитывались отдельно от товаров). То же самое и сейчас: ТЗР мы распределяем пропорционально продажам и остаткам, а расходы на сбыт списываем в полном объеме на период.

Можно, конечно, возразить: сейчас не те времена, мы должны соблюдать принцип соответствия доходов и расходов, поэтому не может зарплата поваров и другие издержки списываться в полном объеме на расходы отчетного периода как расходы на сбыт, если в конце этого периода на балансе остались приготовленные «на завтра» полуфабрикаты блюд. Такие издержки, дескать, подобно ТЗР должны распределиться частично в реализацию, а частично — на остаток запасов.

В защиту авторской точки зрения можно привести два аргумента.

Первый. Именно так, сейчас не те времена, и перемены, в частности, коснулись подхода к учету затрат. В современном учете принято различать два вида расходов: расходы на продукцию и расходы на период. К первому виду расходов относятся все расходы, которые прямым или косвенным образом могут быть отнесены на каждую товарную единицу; именно такому критерию соответствуют ТЗР, и поэтому они распределяются и учитываются частично на балансовом остатке (пропорционально остатку запасов), а частично списываются на счет себестоимости реализованной продукции (90), пропорционально объему реализации. Ко второму виду расходов относится все, что учитывается на других счетах 9-го класса, в т. ч. и на счете 93 «Расходы на сбыт». Такие расходы полагается списывать в полном объеме на период.

Казалось бы, правомерно ли связывать зарплату поваров и других работников, участвующих непосредственно в приготовлении блюд, с расходами на период, ведь очевидно, что эта зарплата связана с продукцией. Правомерно, поскольку зарплату повара получают повременную, а не сдельную, т. е. ее величина не зависит от количества или стоимости приготовленных блюд. Повар 31 декабря отработал свой последний в этом году восьмичасовой рабочий день, и ему полагается начислить на количество отработанных дней именно этого месяца, несмотря на то что в последний день он наготовил гору блюд для завтрашнего новогоднего банкета.

Повременная зарплата не может относиться к прямым расходам, это расходы косвенные. К прямым расходам может относиться только сдельная зарплата, поскольку ее величина напрямую зависит от количества выпущенных единиц продукции. Соответственно и связанные с зарплатой страховые сборы.

Второй. Если все же и найдется такое учреждение/предприятие общепита, где повара получают сдельную зарплату (т. е. когда калькуляция на каждое блюдо включает в себя и частичку зарплаты с такой же частичкой страховых сборов) (Следует заметить, автору такие случаи неизвестны), то и в этом случае подобные расходы, оставшиеся в блюдах или полуфабрикатах, приготовленных «на завтра», будут не столь существенны, чтобы стоило заниматься их «выковыриванием» из стоимости каждого из оставшихся на утро блюд и полуфабрикатов. Существенным такой остаток может оказаться на конец дня 31 декабря. Но на эту дату все равно полагается инвентаризацию остатков проводить. Следовательно, вычесть из их стоимости эти излишне списанные расходы (отсторнировать счет 93 и счет запасов) при наличии полных калькуляций и имея перед собой ведомости результатов инвентаризации не составит никакого труда.

Но, следует подчеркнуть, второй случай из области фантастики. Ибо ни один ресторан не в состоянии составить точную калькуляцию, которая включала бы в себя, кроме стоимости сырьевого набора, и частички всех остальных расходов (см. выше). А значит, не может назначить поварам сдельную зарплату.

5. Основная схема бухгалтерских проводок

Для начала приведем максимально упрощенный пример, условиями которого не предусматриваются даже остатки непроданных товаров, не содержащий также никаких дополнительных условий (другие примеры см. ниже).

Таблица 2.51

№ п/п

Содержание операции

Обороты по счетам

Сумма

Основные хозяйственные операции

Расчеты по налогам

Д-т

К-т

Д-т

К-т

1.

Оприходованы товары (продукты) от поставщика

282

631

 

 

1000

2.

Налоговый кредит

 

 

641

631

200

3.

Оплата за поставки

631

311

 

 

1200

4.

Транспортно-заготовительные расходы

286

13, 22, 37, 661, 65 и др.

 

 

70

5.

Налоговый кредит, связанный с той частью ТЗР, которая приходится на оплату услуг сторонних организаций (с кредита сч. 37 в проводке 4)

 

 

641

37

5*

6.

Оплата услуг сторонних организаций

377

311

 

 

30

7.

Торговая наценка на стоимость поступивших товаров (продуктов)

282

285

 

 

600

8.

Выручка наличными

301

702

 

 

1920

9.

Налоговые обязательства

 

 

702

641

320

10

Списаны реализованные товары (продукты) по продажным ценам

902

282

 

 

1600

11.

Списаны ТЗР, связанные с реализованными товарами

902

286

 

 

70

12.

Списаны реализованные торговые наценки (красным сторно)

902

285

 

 

600

13.

Расходы на сбыт

93

13, 22, 37, 661, 65 и др.

 

 

250

14

Административные расходы

92

13,22, 37, 661, 65 и др.

 

 

120

15.

Доход от реализации (товарооборот)

702

791

 

 

1600

16.

Себестоимость (первоначальная стоимость) реализованных товаров (продуктов) списана в уменьшение доходов

791

902

 

 

1070

17.

Расходы на сбыт списаны в уменьшение доходов

791

93

 

 

250

18.

Административные расходы списаны в уменьшение доходов

791

92

 

 

120

* Здесь мы допускаем, что в проводке 4 эти расходы составили 25 из 70.

В итоге на счете 791 отражены обороты:

791 «Доходы от реализации»

Д-т

К-т

Себестоимость реализованных товаров(902)

1070

Доход (702)

1600

Расходы на сбыт (93)

250

 

 

Административные расходы (92)

120

 

 

Прибыль до налогообложения

160

 

 

Основное, что следует знать об учете запасов и затрат в общепите:

1) На счете 23 предприятиям/учреждениям общепита учитывать нечего.

Тем более не следует открывать счет 26 «Готовая продукция», ибо все приготовленные блюда не отправляются на склад, а подаются на стол для немедленного потребления.

2) На счете 20 целесообразно учитывать продукты для приготовления блюд лишь при наличии технических возможностей ведения количественно-суммового учета запасов в разрезе наименований по первоначальной стоимости.

3) Все операционные расходы предприятия/учреждения общественного питания состоят из трех-четырех статей:

— товарно-сырьевая составляющая конечного продукта (счет 20 или 28);

— транспортно-заготовительные расходы (счет 286), если они не вошли в первоначальную стоимость запасов, учитываемых на счете 20 или 281, 282;

— расходы на сбыт (счет 93);

— административные расходы (счет 92).

4) Расходы на сбыт и распределенные на себестоимость реализованных товаров ТЗР, вместе составляют то, что четыре года назад еще называлось издержками обращения.

5) Расходы, отражающие материально-сырьевую составляющую каждого блюда и ТЗР, квалифицируются как расходы на продукцию. Все остальные операционные расходы квалифицируются как расходы на период и проходят по статьям: расходы на сбыт (счет 93) и административные расходы (счет 92).

6) Зарплата работников, начисляемая повременно, не может относиться к прямым расходам на продукцию, а относится в состав расходов отчетного периода. Даже если работник своими руками эту продукцию изготавливает.

ПРИМЕР 16. Формирование валовой прибыли

Условия

• остаток товаров на начало месяца (сальдо Д-т 282) — 80000 грн; в т. ч. торговая наценка (сальдо К-т 285) — 20000 грн;

• приобретена партия товаров, сырья и полуфабрикатов, предназначенных для переработки и реализации — 30000 грн;

• при оприходовании начислена торговая наценка —12000 грн;

• в течение месяца объем реализации составляет — 90000 грн;

• начислена заработная плата работникам кухни — 5000 грн;

• начислены страховые сборы, связанные с этой зарплатой —1900 грн;

• израсходованы в течение месяца моющие средства — 200 грн;

• начислена согласно действующим тарифам оплата за электроэнергию и водоснабжение (в части этих услуг, которыми пользуется кухня) —1500 грн.

Таблица 2.305

№ п/п

Содержание операции

Д-т

К-т

Сумма

1.

Оприходованы товары, сырье и полуфабрикаты, предназначенные для кухонной переработки и продажи

282

631

30000

2.

При оприходовании начислена торговая наценка

282

285

12000

3.

Начислена заработанная в течение месяца заработная плата работникам кухни

93

661

5000

4.

Начислены страховые сборы, связанные с этой зарплатой

93

65

(по субсч.)

1900

5.

Израсходовано моющих средств

93

22 (или 20)

200

6.

Начислена оплата за электроэнергию и водоснабжение

93

377

1500

7.

В кассу оприходована выручка от реализации

301

702

90000

8.

Выручка признана доходом

702

791

90000

9.

Расходы на сбыт списываются на уменьшение доходов

791

93

8600

10.

Реализованный товар списывается по продажной стоимости

902

282

90000

11.

Списаны реализованные торговые наценки.

Расчет суммы реализованных торговых наценок выполнен следующим образом:

1) (20000 + 12000)/(80000 + 42000) = 32000/122000 = 0,262

2) 90000 х 0,262 = 23580.

902

285

23580

12.

Себестоимость реализованных товаров (продукции) списана на уменьшение дохода: 90000 -23580 = 66420

791

902

66420

Формирование финансового результата на счете 791:

Формирование финансового результата на счете 791

Отчет о финансовых результатах

Таблица 2.306

№ строки по форме №2

Сумма

Обороты бухучета

010

90000

ОК 702

035

90000

ОК791

040

75020

ОК 902 + ОК 93

050

14980

ОК 791 - (ОК 902 + ОК93)

Правильность выведения валовой прибыли можно проконтролировать следующим образом:

14980 + 8600 = 23580;

иными словами:

Реализованная торговая наценка