Розділи

загрузка...
Ценовые уступки; Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.2

Ценовые уступки

Скидки, предоставляемые покупателям в момент (а не после) реализации, являются, по существу, ценовыми уступками. Поскольку предоставление покупателям таких скидок (уступок) уменьшает только торговую наценку, а не доход (ведь доход никак не мог быть начислен до момента реализации), то в учете эти операции проводятся уменьшением торговой наценки, а не вычетом из дохода. На предприятиях розничной торговли, где учет товаров ведется с использованием счета 285 «Торговая наценка», предоставление покупателям скидок (ценовых уступок) отражается в регистрах бухгалтерского учета одним из двух способов: либо проводкой, обратной начислению торговых наценок на оприходованные товары (Д-т 285 К-т 282), либо проводкой прямой, но сторнировочной (Д-т 282 К-т 285). Так или иначе, но здесь участвуют только два счета — 282 и 285. Никаких других счетов данная операция не касается.

Казалось бы, есть третий путь, позволяющий не отражать суммы скидок (уступок) в учетных регистрах, но обязывающий учесть эти суммы при начислении среднего процента торговых наценок в учетной стоимости товаров. Т. е. сделать то же самое уменьшение величины торговых наценок и соответственно стоимости товаров в самой формуле расчета. Похоже, что отчетный результат будет одинаков с тем, который мог бы получиться, как если бы бухгалтер это уменьшение отразил вышеуказанной проводкой. Чтобы убедиться, так ли это на самом деле, обратимся к примеру. Рассмотрим пример.

ПРИМЕР 13

Условия

• Остаток товаров в рознице на начало периода 50000 грн, в том числе торговых наценок 15000 грн.

• Поступило товаров за период (в ценах приобретения) 72000 грн, в т. ч. НДС 12000 грн.

•Торговая наценка на поступившие товары 23300 грн.

• Продан товар на сумму 96000 грн, в т. ч. НДС 16000 грн.

• Предоставлена скидка 4000 грн.

1-й способ. Беспроволочный (без отражения скидок в бухгалтерских регистрах, но с учетом этих скидок в расчете торговых наценок на реализацию)

Таблица 2.300

Содержание операции

Д-т

К-т

Сумма

1.

а) поступил товар от поставщика

б) налоговый кредит по НДС на поступившие товары

281

641

631

631

60000 12000

2.

а) товар передан со склада в магазин

б) наценка на переданные товары

282

282

281

285

60000 23300

3.

а) реализован товар

б) получена выручка от реализации

902

301

282

702

80000 96000

4.

НДС в составе выручки

702

641

16000

5.

Выручка за вычетом НДС признана доходом

702

791

80000

6.

Учетная стоимость реализованных товаров уменьшена до их первоначальной стоимости (себестоимости)

902

285

21200

7.

Себестоимость реализованных товаров в доходах от реализации

791

902

58800

Коэффициент торговых наценок в учетной стоимости товаров:

Коэффициент торговых наценок в учетной стоимости товаров

Сумма торговых наценок в составе реализованных товаров:

8000x0,265 = 21200 грн.

Анализируем обороты и сальдо по некоторым счетам:

Схема 2.46

обороты и сальдо по счетам 282, 285,902,791

Итак, конечное сальдо по счету 282 равняется 53300, по счету 285 — 17100; валовая прибыль равна торговой наценке в составе реализации (21200).

II-й способ. С проводкой по счетам 282 и 285 и, как оказалось, правильный

Пожалуй, нет необходимости второй раз объяснять суть операций, поэтому ограничимся «сухой» схемой:

Рассчет наценки

Чтобы показать, как рассчитывалась наценка, нелишне еще раз «развернуть» важнейшие для нас счета:

Схема 2.47

Рассчет наценки

Как видим, этот способ точь-в-точь совпадает с первым, плюс одна проводка (Д-т 282 К-т 285 4000). Ниже мы проанализируем, почему без этой проводки нельзя обойтись. Расчет торговых наценок в реализованных товарах:

(15000 + 19300)/ (50000 + 79300) = 0,265

80000 x 0,265 = 21200 грн.

Результат совпадает.

Казалось бы, два указанных способа учета предоставленных покупателям скидок приводят к одному и тому же результату. Да, это так, если ограничиться пределами одного отчетного периода и не заглядывать в следующий.

Следует обратить внимание, что при первом (беспроволочном) способе остаток товаров на конец периода равен 53300 (конечное сальдо счета 282), при втором — остаток товаров равен 49300.

То же и с наценками. При первом способе остаток нереализованных торговых наценок равен 17100 (конечное сальдо счета 285), при втором — всего 13100. Причем, стоит заметить, эти остатки разнятся ровно на сумму тех самых ценовых уступок — 4000 грн.

Получается, что, применяя первый (беспроволочный) способ, мы эти уступки (скидки) учли (с помощью арифметического расчета) только в результатах отчетного периода, а о последующих периодах не подумали. Получается, что наценки, которые никогда не будут реализованы (а это те самые 4000, которые мы покупателям уступили), остались в товаре. А это, в свою очередь, означает, что расчет наценок в объемах реализации следующего периода уже точным не будет. Это утверждение нетрудно проверить, «продлив» условия примера на следующий отчетный период.

Допустим, в следующем отчетном периоде:

— поступил товар на сумму 40000 грн; (Для упрощения примера представим, что товар и оприходован и продан без НДС)

— наценка предприятия на оприходованный товар составила 15200 грн;

— реализовано товара на сумму 50000 грн.

Учитывая образовавшуюся разницу в остатках по счетам товаров и наценок, придется сделать два разных расчета: После применения в предыдущем периоде 1-го способа:

1.

(17100+15200)/(53300 + 55200) = 0,298

2. 50000 x 0,298 = 14900.

После применения в предыдущем периоде II-го способа:

1.

(13100+15200)/(49300 + 55200) = 0,27.

2. 50000 x 0,27 = 13500.

Как видим, в следующем отчетном периоде торговые наценки в составе стоимости реализованных товаров, а значит, и показатели валовой прибыли, разнятся. Выходит, беспроволочный способ учета скидок в прошлом периоде повлиял на результат следующего периода, завысив размер валовой прибыли на 1400 грн:

14900-13500 = 1400.

Это значит, что уменьшать числитель и знаменатель указанной в п. 22 П(С)БУ 9 формулы на сумму предоставленных покупателям скидок нельзя ни в коем случае.

Уменьшать наценки в стоимости товаров на сумму предоставленных покупателю скидок все же необходимо, но не путем искажения указанной в П(С)БУ 9 формулы, а путем проведения этой операции непосредственно в учетных регистрах — тогда и в формулу цифры попадут правильные.

Итак, если речь идет о реализации на условиях немедленной оплаты наличными, то в случае использования в учете счета «торговая наценка» ценовые уступки следует отражать в учете обязательно, в случаях же, если, при прочих равных условиях, этот счет не используется, отражать ценовые уступки не следует. Этого не надо делать по той простой причине, что продажная цена на реализуемый товар до этого момента нигде в учете не была зафиксирована, стало быть, «скидку» делать не с чего.

На предприятиях розничной торговли менеджеру, продавцу или другому ответственному лицу придется вести специальный накопительный регистр, куда он должен записывать все предоставленные с разрешения администрации скидки покупателям (не бегать же ему с каждой скидкой к бухгалтеру!). Это может быть обыкновенная тетрадь, где вся информация о предоставленных скидках записывается простым (беспроволочным) способом. В свою очередь, бухгалтер по мере необходимости (в конце дня, а может даже в конце недели, но, желательно, не реже одного раза в месяц) всю скопившуюся за период информацию переносит в свои учетные регистры одной проводкой. Основанием для этой проводки и будет служить та самая тетрадь, так как именно она в данном случае является первичным документом. Можно обойтись без тетради, если есть возможность указывать размер скидки в каждом кассовом чеке.

Так или иначе, но аналитический учет скидок в любом случае обеспечить нетрудно. Но, напоминаем, это необходимо делать там, где используется счет «Торговая наценка».

Учитываются эти скидки не в формуле расчета наценок, а в оборотах бухгалтерского учета, откуда, собственно, все необходимые для расчета данные и попадают в числитель и знаменатель этой формулы уже откорректированными самой проводкой по счету «Товары в рознице» и счету «Торговая наценка».