Розділи

загрузка...
Учет торговых наценок; Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.2

Учет торговых наценок

Так уж сложилась традиция отечественного учета товаров в рознице, что понятие продажной цены оказались неотделимым от косвенного (взимаемого с покупателей) налога — налога на добавленную стоимость.

Первое упоминание о налоге на добавленную стоимость как категории, обособленной от категории стоимости, было отмечено в Законе об НДС, вступившем в силу в 1997 году. Это важное положение Закона, похоже, осталось никем не замеченным:

«П. 7. 1. Продажа товаров (работ, услуг) осуществляется по договорным (контрактным) ценам с дополнительным начислением налога на добавленную стоимость». Данное указание если и было воспринято бухгалтерами, то лишь в целях налогового учета. В целях же бухгалтерского учета налог на добавленную стоимость и поныне учитывается в составе продажной цены и не рассматривается как налог, подлежащий начислению сверх этой цены в момент передачи товара покупателю.

Наши устаревшие взгляды на учет товаров в рознице не изменились даже с выходом П(С)БУ 9 «Запасы». Если внимательно прочесть П(С)БУ 9 и приложение к этому документу, где дан пример расчета без какого-либо намека на НДС, а также внимательно изучить Закон об НДС, можно сделать вывод о том, что НДС, взимаемый с покупателей, в понятие цены и стоимости не входит. Как оказалось, это ничуть не расходится с общеэкономической трактовкой термина стоимость. Недопустимо увеличивать стоимость запасов предприятия на величину косвенного налога, т. е. налога, фактически взимаемого с покупателей. НДС прибавляется к отпускной стоимости товаров или готовой продукции уже на стадии расчетов с покупателями: возникновения дебиторской задолженности или оплаты наличными в кассу предприятия. Ни один косвенный налог (как НДС, так и акциз, а равно и налоге продаж) не может быть прибавлен к стоимости каких бы то ни было активов до тех пор, пока право владения этими активами не перейдет к другому субъекту; иными словами: пока не наступит момент продажи (отгрузки, передачи) реализуемых активов, т. е. пока не возникнут налоговые обязательства. Цена с учетом НДС может значиться лишь на товарном ярлыке да еще в кассовом чеке, точнее в контрольной кассовой ленте, а вместе с ней и сумма полученной за день выручки, и должны стать основанием для регистрации в учете НДС на стоимость проданных товаров. В случае реализации товаров по безналичному расчету таким основанием станет счет-фактура, предъявленный покупателю к оплате или налоговая накладная, где отдельной строкой указывается сумма НДС в размере 20% к стоимости. Так или иначе, но «продажный» НДС (то есть НДС, взимаемый с покупателей), впервые должен появляться в учете только на счете 702. Собственно, для того и отделили в новом Плане счетов доходные счета (70) от результатных (79), чтобы уже на стадии получения (начисления) выручки отделить все косвенные налоги как суммы, к доходам не относящиеся и являющиеся для предприятий транзитными поступлениями.

Здесь уместно припомнить пп. 7.3.1 Закона об НДС, где говорится о дате возникновения налоговых обязательств (следует понимать: о дате начисления НДС). Это значит, что ранее этой даты мы не имеем права ни начислять налоговые обязательства, ни просто прибавлять размер этого налога к стоимости учитываемых товаров.

Включение сумм НДС, взимаемых с покупателей, в стоимость товаров, которые учитываются в розничной торговле по продажной стоимости, является следствием неверной трактовки нормативных законодательных документов. Для оправдания этих ошибочных взглядов в свое время был даже придуман некий новый термин «товарная надбавка», в состав которой якобы, кроме торговой наценки, должен входить и НДС, взимаемый на стадии продажи. Между тем термин «товарная надбавка» ни в одном из ныне действующих положений, которыми бухгалтер должен руководствоваться, не упоминается. Термин «товарная надбавка» как субсчет к счету 42 «Торговая наценка» (См. дореформенный план счетов.) содержался в Инструкции №141 по бухгалтерскому учету НДС. Но с выходом Инструкции №291 утратила силу Инструкция №141 (в части корреспонденции счетов) вместе с другими инструкциями, содержащими корреспонденцию счетов старого Плана (См. пункт 3 Приказа МФУ от 30.11.99 г. №291)

Итак, в Плане счетов, действующем с 2000 года, счет «Торговая наценка» есть, но нет счета «Торговая надбавка». Как нет этого устаревшего термина ни в одной новой инструкции. А это значит, что учитывать на счете 285 что-то сверх желаемой валовой прибыли мы не можем. Торговая наценка — это валовая прибыль, которую предприятие планирует получить в будущем, когда товары будут проданы. Валовая — потому что из этой величины еще предстоит вычесть затраты, понесенные торговым предприятием в связи с реализацией товаров. Торговая наценка, валовая прибыль, маржинальная прибыль, торговая маржа — суть синонимы. И если будущую, еще не полученную валовую прибыль (чем, собственно, и является торговая наценка) мы иногда просто вынуждены учитывать из-за невозможности применения других, более точных методов оценки быстро меняющихся товарных единиц, особенно в условиях, где товарный ассортимент слишком широк, то учет будущих косвенных налогов на балансе предприятия попросту неуместен.

В подтверждение сказанного о неправомерности включения в продажную стоимость еще не проданных товаров сумм НДС, взимаемых с покупателей, нелишне обратиться к международным стандартам. В частности, к параграфу 18 МСФО 2 «Запасы», где речь идет об учете товарных запасов на некоторых предприятиях розничной торговли, работающих в условиях быстрой смены товарных единиц, где невозможно применить другие методы калькулирования, кроме как с применением торговой наценки к первоначальной стоимости таких товаров. С той лишь разницей, что процент наценки назван там процентом валовой прибыли:

«Себестоимость товарно-материальных запасов определяется уменьшением продажной стоимости товарно-материальных запасов на соответствующий процент валовой прибыли»... Для каждого отдела розничной торговли часто применяется средний процент» (п. 18 МСФО 2).

Итак, согласно МСФО 2, себестоимость товаров равна разнице между их продажной стоимостью и валовой прибылью. Этому утверждению не противоречит и наше П(С)БУ 9 «Запасы», где сказано, что себестоимость товаров, оцененных по продажной стоимости, равна разнице между их продажной (розничной) стоимостью и их торговой наценкой (А никакой не «товарной надбавкой».)

Идентичность в этой части наших П(С)БУ 9 и международных СФО 2 еще раз свидетельствует об идентичности понятий «валовая прибыль» и «торговая наценка». Вместе с тем, не означает ли это, что валовая прибыль, показываемая по строке 050 формы №2, должна все же равняться сумме реализованных торговых наценок? Иными словами, сумма, которую мы списываем в реализацию со счета 285 (неважно — оборотами по дебету этого счета или красным сторно по кредиту), по логике, а также по международным и даже по нашим национальным стандартам должна равняться показателю строки 050 формы №2 «Отчет о финансовых результатах».

Если учесть то, что строка Отчета о финансовых результатах «Налог на добавленную стоимость» обозначена раньше строки «Вычеты из дохода», то в случае проведения операций возврата, тот самый метод, по которому оценка товаров в рознице осуществляется с учетом прибавления к торговой наценке отпускного НДС, только усложняет контроль за показателями отчета.

Ниже приводится пример, показывающий, что учет товаров на предприятиях розничной торговли вполне можно (и даже весьма желательно) проводить, не прибавляя преждевременно (до момента реализации) отпускной НДС к стоимости непроданных товаров.

Этот пример достаточно будет рассмотреть до уровня формирования валовой прибыли, чтобы убедиться, что и списание торговых наценок будет более точным, так как это будет именно списание торговых наценок, а не товарных надбавок (наценка плюс НДС). И показатели отчета станут легко контролируемыми. Это будет означать, что сама форма №2 в том виде, в каком она утверждена, более подходит к такому учету, где оценка товаров в розничной торговле осуществляется без прибавления к торговой наценке отпускного НДС.

ПРИМЕР 10

Условия

• Остаток товаров на начало месяца (сальдо Д-т 282) — 36000 грн, в том числе торговая наценка (сальдо К-т 285) — 6000 грн.

• Приобретена партия товаров на сумму 48000 грн, в том числе НДС — 8000 грн.

• При оприходовании начислена торговая наценка — 7000 грн.

• В течение месяца продано товаров на сумму 60000 грн, в том числе НДС —10000 грн.

• Часть товаров возвращена покупателями, сумма возврата — 3000 грн, в том числе НДС — 500 грн.

Для облегчения задачи принимаем условие, что первоначальная стоимость товара состоит только из их покупной стоимости, т. е. никакими внутренними затратами стоимость товаров в процессе их реализации «не обрастает». Иначе пришлось бы усложнить пример проводками по начислению текущих затрат: зарплаты, страховых сборов и проч. А равенство валовой прибыли и реализованной торговой наценки пришлось бы доказывать дополнительными арифметическими действиями — прибавлением к показателю валовой прибыли суммы затрат, понесенных в связи с реализацией этих товаров. Впрочем, все расходы, связанные с реализацией товаров покупателям, более правильным было бы учитывать как расходы на сбыт, т. е. по статье, которая показывается отдельно от себестоимости реализованных товаров.

Таблица 2.295

№ п/п

Содержание операций

Д-т

К-т

Сумма

1.

Оприходован товар в торговую точку:

а) на сумму стоимости приобретения

б) «входной» НДС

в) на сумму торговой наценки

282

641

282

631

631

285

40000 8000 7000

2.

В кассу оприходована выручка от продажи товаров

301

702

60000

3.

Начислен НДС в составе выручки

702

641

10000

4.

Выручка за вычетом НДС признана доходом

702

791

50000

5.

Списаны реализованные торговые наценки

Сумма реализованных торговых наценок определена расчетом:

1) (6000 + 7000)/(36000+ 47000 ) = 13000 /83000 = 0,157

2) 50000x 0,157 = 7850 грн

285

282

7850

6.

Реализованный товар списан по первоначальной стоимости Первоначальная стоимость реализованных товаров определена расчетом: 3) 50000-7850 = 42150 грн

902

282

42150

7.

Себестоимость реализованных товаров списана на уменьшение дохода

791

902

42150

8.

Покупателю выданы деньги за возвращенный товар

704

301

3000

9.

Скорректирован ранее начисленный НДС в составе стоимости возврата (красным сторно)

704

641

500

10.

Стоимость возвращенного товара вычтена из ранее начисленного дохода

791

704

2500

11.

Восстановлена торговая наценка на возвращенный товар: 2500 х 0,157 = 393

282

285

393

12.

Возвращенный товар оприходован на склад (красным сторно откорректировано предыдущее списание со склада): 2500 - 393 = 2107

791

282

2107

Итак, можно сделать вывод, что метод учета товаров в рознице, при котором отпускной НДС не следует прибавлять к их стоимости:

— во-первых, полностью соответствует требованиям П(С)БУ 9 и Закона об НДС;

— во-вторых, избавляет бухгалтера от ненужной путаницы при «вылавливании» торговых наценок из так называемых товарных надбавок;

— в-третьих, никоим образом не искажает обороты счета 791, а значит, и показатели отчета о финансовых результатах.

Форма №2. Отчет о финансовых результатах

Проверить правильность отражения показателей не составляет труда. Достаточно из суммы реализованных торговых наценок, указанных в проводке №5, вычесть торговые наценки, восстановленные в связи с возвратом (проводка №11), и мы получим сумму торговых наценок, действительно реализованных, то есть валовую прибыль, указанную в строке 050:

7850 - 393 = 7457.

Иначе говоря, когда в отчетном периоде случаи возврата товаров отсутствуют, правильность определения размера валовой прибыли проверять вышеприведенным расчетом нет необходимости: валовая прибыль, обозначенная в строке 050 ф. №2, точно равняется сумме реализованных торговых наценок. В нашем примере это была бы сумма 7850.

Осталось напомнить, что объектом обложения НДС, согласно Закону, являются «операции», а налог взимается как с продаж отдельных товарных групп, так и с продаж отдельным категориям покупателей. И поскольку любой продавец — плательщик НДС может одновременно иметь дело как с льготируемыми товарами, так и с облагаемыми налогом, а также одновременно как с льготными категориями покупателей, так и с покупателями, льготами не пользующимися, то учет облагаемых и необлагаемых операций в одной торговой точке представляется весьма затруднительным.

Если в розничной торговой точке, например в аптеке, где одновременно продаются и льготные товары (лекарства), и нельготные (сопутствующие товары), учет НДС по-старому еще худо-бедно может обеспечить достоверность учета, то в учете запасов, поступающих в ведомственную столовую, где питаются одновременно как льготные, так и нельготные категории населения, подобный метод не допустим ни в коем случае, поскольку это может повлиять (и, скорей всего, непременно повлияет) на точность расчета реализованных торговых наценок, а следовательно, и на достоверность показателей финансовой отчетности, в частности финансового результата. Здесь уместно напомнить, что целью бухгалтерского учета является предоставление пользователям правдивой, точной и непредвзятой информации о финансовом состоянии предприятия. Продолжая же вести учет НДС старыми методами, точной информации не получить.

Главным же аргументом в пользу отхода от устаревших учетных традиций являются, конечно же, П(С)БУ 9 «Запасы» и Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость». Ни один из этих важнейших документов не обязывает бухгалтера включать НДС в состав розничной цены еще не проданных запасов.

В условиях примеров, приведенных ниже, мы отказались от традиционного подхода к учету НДС в розничной торговле с тем, чтобы доказать практическую целесообразность новой методики.

Определение себестоимости (первоначальной стоимости) реализованных товаров выполняется в таком порядке:

1.

Средний коэффициент торговых наценок

(1 По существу, этот показатель должен называться средним коэффициентом, т. к. при определении процента всю формулу следовало бы умножить на 100, но этого действия в формуле нет)

Сумма и себестоимость реализованных торговых наценок

(1 Та же ошибка П(С)БУ9, т. к. если это процент, то всю формулу следовало бы поделить на 100)

Числовое значение результата, полученного действием 2, должно впоследствии равняться разнице между кредитовыми оборотами счетов 702 и 902:

ОК 702 - ОК 902 = сумма реализованных торговых наценок.

Числовое значение результата, полученного действием 3, должно равняться сумме оборотов по кредиту счета 902. Указанные три формулы, — если представить их бухгалтерским языком, — будут иметь следующий вид:

1.

Средний коэффициент торговых наценок, сумма реализованных торговых наценок

(2 Читай: коэффициент)

(3 См. примечание 1)

Типовые обороты по счету 791 для предприятий розничной торговли

счет 791 Результат операционной деятельности