Розділи

загрузка...
Учет государственных субсидий (дотаций) в жилищном хозяйстве; Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.2

Учет государственных субсидий (дотаций) в жилищном хозяйстве

Под жилищными субсидиями в данном случае договоримся понимать компенсацию со стороны государства части эксплуатационных расходов жилищным организациям. Здесь следует сделать важное терминологическое уточнение: субсидиями эти бюджетные ассигнования называются потому, что выдаются они на самом деле гражданам, относящимся к малообеспеченной категории. Но поскольку выдаются косвенно, то есть непосредственными получателями этих целевых средств являются организации, ведающие жилищным хозяйством и нуждающиеся в покрытии убытков, возникающих в связи с реализацией жилищно-коммунальных услуг, то с учетной точки зрения их следует называть дотациями. Итак, для граждан этот вид финансовых компенсаций называется субсидией, а для предприятия жилхоза — дотацией.

Регулируемый тариф — тариф, установленный местными органами власти, по которому исчисляется плата за квартиру и коммунальные услуги отдельным (льготным) категориям граждан.

Расчетный тариф — тариф, который, помимо регулируемой части, включает дотацию из государственного бюджета.

Поскольку государственные жилищные субсидии (дотации) — это регулярные компенсационные целевые поступления, безусловно подлежащие получению жилищной организацией на основании действующего законодательства, то никаких сомнений в том, что эти средства будут (рано или поздно) получены, возникать не может. Следовательно, их начисление должно отражаться в учете вместе с предъявлением счетов к оплате с одновременным признанием их в качестве дохода отчетного месяца. Это как раз тот случай, когда нет смысла проводить начисление целевого финансирования двойной проводкой: через счет 48 (Д-т 377 К-т 48 или Д-т 311 К-т 48) и через счет 718 (Д-т 48 К-т 718). Достаточно одной прямой проводки: Д-т 377 К-т 718. Однако это вовсе не означает, что счет 48 в учете жилищных дотаций не может быть использован. Может, но лишь в том случае, если государственные дотации (субсидии) поступают предварительно, вследствие чего они не могут быть зачислены в доходы отчетного месяца немедленно. Предварительно полученные компенсации зачисляются в состав доходов по мере наступления соответствующих периодов, в счет которых они получены. Ниже будут рассмотрены два примера учета жилищных дотаций: при условии получения этих компенсаций после предъявления счетов к оплате (пример 2) и при условии их предварительного получения (пример 3).

По вопросу обложения этих дотационных сумм налогом на добавленную стоимость мнения специалистов расходятся. Так, многие считают, что п. 4.1. Закона Украины о НДС предписывает облагать этим налогом сумму, получаемую от квартиросъемщиков, рассчитанную по регулируемому тарифу. Процитируем этот пункт и выделим в нем часть текста, на которую следует обратить внимание, чтобы сделать правильный вывод:

«4.1. База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других общегосударственных налогов и сборов (обязательных) платежей, за исключением налога на добавочную стоимость, включаемых в цену товаров (работ, услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения . В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) таким налогоплательщиком».

Анализируя слова: «В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств,... передаваемые налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости услуг», нетрудно сделать вывод: в облагаемую НДС базу включается вся сумма, предъявленная к получению от квартиросъемщиков и государства, предоставляющего им дотацию, так как именно государство в этом случае выступает «третьим лицом», компенсирующим стоимость предоставляемых жилхозом услуг. Регулируемый тариф — это в данном случае лишь тот предел, выше которого нельзя рассчитывать квартплату и плату за коммунальные услуги, предъявляемую отдельным категориям граждан. Но жилищная организация ведь продает свои услуги не по регулируемому, а по свободному (расчетному) тарифу. Следовательно, именно расчетный тариф и формирует свободную цену. Свободная цена — объект обложения НДС (см. тот же п. 4.1). Регулируемые цены, как база налогообложения, принимаются во внимание тогда, и только тогда, когда сверх этой цены ничего от третьих лиц предприятие не получает.

Итак, налоговые обязательства по НДС, как и валовые доходы, в налоговом учете возникают чаще всего в момент начисления платежей к оплате. Это можно объяснить тем, что компенсацию в виде бюджетных субсидий жилищная организация получает на расчетный счет, как правило, позже момента ее начисления, и квартиросъемщики также оплачивают эти услуги по истечении месяца и очень редко вносят эти платежи предварительно. Из этих условий и будем исходить в нашем примере. Для его упрощения примем условие, что субсидии назначены всем жильцам дома.

ПРИМЕР 2. Учет жилищных субсидий при условии их получения после предъявления счетов к оплате

Условия

• Начислена квартирная плата по расчетному тарифу за январь 7500 грн, плюс НДС —1500 грн.

• Жильцам дома предъявлены счета по регулируемому тарифу на общую сумму 5000 грн, плюс НДС —1000 грн.

• Задолженность государства по субсидиям составила 3000 грн.

Таблица 2.182

№ п/п

Содержание операции

Обороты по счетам

Сумма

Основные хозяйственные операции

Операции расчетов по налогам

Д-т

К-т

Д-т

К-т

1.

Предъявлены квартиросъемщикам счета к оплате (по регулируемому тарифу)

361

703

 

 

6000

2.

Начислены налоговые обязательства по НДС в связи с начислением выручки к получению

 

 

703

641

1000

3.

Начислена задолженность государства по субсидиям к получению

377

718

 

 

3000

Начисленная выручка за вычетом НДС признана доходом отчетного периода

4.

В части, взимаемой с квартиросъемщиков

703

791

 

 

5000

5.

В части, компенсируемой государством

718

791

 

 

2500

Поступление на счет оплаты и субсидий

6.

Оплата от квартиросъемщиков

311

361

 

 

6000

7.

Субсидии от государства

311

377

 

 

3000

8.

Начислены налоговые обязательства по НДС (согласно пп. 7.3.5 Закона о НДС)

 

 

718

641

500

ПРИМЕР 3. Учет жилищных субсидий при условии их предварительного получения

Условия

• На расчетный счет жилищной организации поступили средства целевого финансирования в виде субсидий, назначенных жильцам, за шесть месяцев вперед —18000 грн.

• Начислена квартирная плата по расчетному тарифу за январь 7500 грн, плюс НДС — 1500 грн.

• Жильцам дома предъявлены счета по регулируемому тарифу на общую сумму 5000 грн, плюс НДС —1000 грн.

• Сумма государственных субсидий в этих платежах составила 3000 грн.

Таблица 2.183

 

 

Обороты по счетам

 

№ п/п

Содержание операции

Основные хозяйственные операции

Операции расчетов по налогам

Сумма

 

 

Д-т

К-т

Д-т

К-т

 

1.

Поступили на счет жилищной организации средства целевого финансирования для компенсации стоимости коммунальных услуг и квартирной платы отдельным категориям квартиросъемщиков

311

48

 

 

18000

2.

Начислены налоговые обязательства по НДС (согласно пп.7.3.5 Закона о НДС)

 

 

48

643

3000 |

 

п/п

Содержание операции

Обороты по счетам

Сумма

Основные хозяйственные операции

Операции расчетов по налогам

Д-т

К-т

Д-т

К-т

3.

Предъявлены квартиросъемщикам счета к оплате (по регулируемому тарифу)

361

703

 

 

6000

4.

Начислены налоговые обязательства по НДС в связи с начислением выручки к получению

 

 

703

641

1000

5.

Признание части средств целевого финансирования в качестве выручки от реализации услуг

48

718

643

718

3000

6.

Часть налоговых обязательств по НДС соответствующая начисленной выручке (доход от целевого финансирования) констатируется в расчетах с бюджетом

 

 

718

641

2500

500

Начисленная выручка за вычетом НДС признана доходом отчетного периода

7.

В части, взимаемой с квартиросъемщиков

703

791

 

 

5000

8.

В части, компенсируемой государством

718

791

 

 

2500

9.

Поступление оплаты по счетам, предъявленным квартиросъемщикам

311

361

 

 

6000