Розділи

загрузка...
Потери, недостачи; Выявление недостач; Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.1

Потери, недостачи

Выявление недостач

Недостачи и порча запасов могут быть обнаружены как в результате очередной инвентаризации, так и при приеме товарно-материальных ценностей от поставщиков на складе предприятия и на товарных станциях.

Списывать запасы вследствие их порчи следует на основании должным образом оформленного акта. В состав комиссии по списанию должен входить представитель независимой экспертизы. Все реквизиты акта должны быть заполнены, указан способ ликвидации. Наличие резолюции руководителя предприятия на каждом акте обязательно.

Виновными в недостачах и порче (кроме случаев, когда это происходит в пределах норм естественных потерь или является следствием форс-мажорных обстоятельств) могут быть: поставщики, транспортные организации, материально ответственные лица, а также другие работники предприятия, с которыми договор материальной ответственности не заключался. При этом списание недостач за счет виновных лиц — граждан возможно в случаях:

— если гражданин признан виновным по решению суда;

— если гражданин признан виновным в силу возложения на него материальной ответственности, о чем засвидетельствовано в соответствующем договоре;

— если на гражданина законодательством возложена материальная ответственность за убыток, нанесенный организации при выполнении им трудовых обязанностей.

Наиболее известный способ выявления недостач — инвентаризация.

Цель инвентаризации — проверка фактического наличия запасов, сравнение их фактического наличия с данными соответствующих счетов бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризаций, даты их проведения в течение текущего года определяет руководитель предприятия, за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна согласно действующему законодательству.

Инвентаризация запасов производится по их местонахождению и по материально ответственным лицам. Для этого образуется постоянно действующая комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель предприятия или орган, уполномоченный для руководства. Начало инвентаризации объявляется приказом по предприятию.

Перед началом инвентаризации комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы и отчеты о движении запасов. Материально ответственные лица дают расписки в том, что на начало инвентаризации все приходные и расходные документы по этим запасам сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все запасы, за которые они отвечают, оприходованы, а выбывшие — списаны на расходы или переданы другим ответственным лицам. Все приходные и расходные документы прилагаются к отчету инвентаризационной комиссии, составляемому перед началом инвентаризации, и служат для бухгалтерии основанием для определения остатков запасов на начало проведения инвентаризации согласно учетным данным.

Информация о фактическом наличии запасов регистрируется в инвентаризационной описи или в акте инвентаризации. Результаты инвентаризации должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.