Розділи

загрузка...
Регистрация прав на пользование собственным товарным знаком; Энциклопедия бухгалтерского учета - Грачева Р.Е. Раздел II Ч.1

Регистрация прав на пользование собственным товарным знаком

Таблица 2.93

 

 

Обороты по счетам

 

№ п/п

Содержание операции

Основные хозяйственные операции

Операции расчетов по налогам

Сумма

 

 

Д-т

К-т

Д-т

К-т

 

1.

Начислено расходов в размере оплаты услуг по дизайну, выполненных сторонней организацией

154

377

 

 

5000

2.

Начислен налоговый кредит по НДС (проводка одновременно с проводкой 1)

 

 

641

377

1000

3.

Уплачено за дизайнерские услуги

377

311

 

 

6000

4.

Получен счет к уплате за подготовку документов на патентование товарного знака

154

377

 

 

800

5.

Начислен налоговый кредит по НДС (проводка одновременно с проводкой 4)

 

 

641

377

160

6.

Уплачено по счету, предъявленному к уплате за услуги по подготовке документов на патентование

377

311

 

 

960

7.

Уплачена пошлина (сбор) за подачу заявки на регистрацию товарного знака

377

311

 

 

340

8.

Стоимость уплаченной пошлины зачислена в капитальные расходы на приобретение прав маркировки продукции фирменным знаком

154

377

 

 

340

 

 

 

Обороты по счетам

 

в/п

Содержание операции

Основные хозяйственные операции

Операции расчетов по налогам

Сумма

 

 

Д-т

К-т

Д-т

К-т

 

9.

Право на пользование зарегистрированным товарным знаком зачислено в состав нематериальных активов по первоначальной стоимости (проводка выполняется после государственной регистрации знака и получения свидетельства)*

123

154

 

 

6140

10.

Начисляется амортизация одним из пяти методов, указанных в п. 26 П(С)БУ 7, в соответствии с требованиями п. 27 П(С)БУ 8

23,91,92

133

 

 

В размере ежемесячной амортизации

* Статьей 16 Закона определено: «Права, вытекающие из свидетельства, действуют с даты подачи заявки». Следовательно, в нашем примере можно было бы зачислить товарный знак в состав НА значительно раньше. Однако мы этого не сделали, поскольку первоначальная стоимость НА в то время была еще окончательно несформирована.

Случаев выбытия таких нематериальных активов как права на пользование товарными знаками раньше, чем истечет срок действия патента, лицензии или договора на практике не встречается, поскольку такое досрочное выбытие не имеет никакого смысла. Следовательно, кажется, нет смысла и показывать бухгалтерские проводки таких неправдоподобных операций. Хотя в таком случае все было бы еще проще, чем при ликвидации основных средств.

Выбытие нематериального актива

В случае же приобретения одним предприятием права на пользование товарным знаком другого предприятия, такое приобретение будет приобретением прав и вовсе не будет означать, что предприятие-продавец избавилось от прав пользования собственноручно разработанным знаком. То есть такая продажа прав не является их выбытием из баланса продавца (запатентованного владельца знака).

Также в случаях пользования товарными знаками о таких операциях как: внесение в уставный капитал, бартерный обмен (а тем более «подобными» активами) не может быть и речи.

Хотя возможно, что предприятие при учреждении дочернего предприятия «вносит» права на использование своего товарного знака в уставный капитал основанного таким образом предприятия. Но вряд ли этот случай можно считать серьезным. Ведь материнское предприятие заинтересовано в более ощутимых (на ощупь) взносах в свои дочерние предприятия, чем эфемерный актив — товарный знак. Тем более что в этом случае его можно передать бесплатно. Материнскому предприятию требуется, чтобы дочернее предприятие действовало, следовательно, ему нужны оборотные средства в форме реальных активов, которые сразу можно запустить в обращение. А товарный знак, правом пользования которым материнское предприятие наделяет свое дочернее, — это только бесплатное приложение к основному вкладу, инструмент, при помощи которого дочернее предприятие получает возможность прорваться на рынок товаров и услуг быстрее своих конкурентов, не владеющих правом пользоваться таким товарным знаком.

Если уже зашла речь о бесплатном предоставлении таких прав, то стоит напомнить, что никаких бухгалтерских проводок в таких случаях не выполняется. По той причине, что признаков выбытия таких прав из баланса материнского предприятия не наблюдается. И если в случаях внесения чего-то материального (например, объектов основных средств) материнским предприятием в уставный капитал дочернего справедливую стоимость этих материальных активов можно определить путем сравнения ее с рыночной стоимостью аналогичных активов, то в случаях внесения товарных знаков такую оценку даже приблизительно сделать невозможно. Ну, кто может достоверно определить «рыночную стоимость» большой желтой буквы «М», светящейся над ресторанами быстрого обслуживания?