Розділи

загрузка...
Сельское хозяйства и ремесла; История мировой экономики - Поляк Г.Б.

Сельское хозяйства и ремесла

Главным занятием населения было сельское хозяйство. Сохранились сельские общины. Свободные общинники совместно владели и обрабатывали землю. Общинники несли в пользу царя трудовые повинности — один день в месяц (постройка дорог, каналов, другие строительные работы) и платили натуральные налоги — 1/6 часть урожая.

Но с развитием имущественного расслоения в общинах все большая часть общественной земли сосредотачивается в руках богатых людей, а бедняки вынуждены брать у богатых земли в аренду. Расширению частного землевладения способствовала раздача царем земли брахманам, чиновникам, военным. Земельные участки стали продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата, как и царские налоги, взималась натурой. В стране стал выращиваться рис. Появилось шелководство. Дальнейшее развитие получило хлопководство.

С развитием производительных сил в стране вновь стали возрождаться ремесла. Ремесленники стали специализироваться по видам ремесел, объединяться в особые группы, наподобие буду щих цехов и гильдий. Как правило, ремесленники одного из видов ремесел заселяли свою часть города и занимали свою часть рынка.

Лица индусов с фресок в храме

Лица индусов с фресок в храме

Наиболее быстрыми темпами развивалось ткачество. Ткани ткались из хлопка, шерсти, льна, шелка. Хлопок, как сырье и готовые ткани, был предметом индийского экспорта в соседние страны. Развивались металлообработка и деревообработка.

С развитием ремесел стали быстро расти города. Экономическими центрами страны стали Варанаси, Шравасти, Паталипутра, Ванга, Калинга. С появлением морского судоходства на берегах морей строятся порты Дантапура и Рорука. Торговые связи устанавливаются с Китаем, Бактрией, государствами Юго-Восточной Азии и даже с Сирией и Египтом.

Наука

Расцвету экономики Древней Индии в VI—III вв. до н. э. способствовало расширение научных знаний и культуры. Знания систематизировались в области астрономии, математики, медицины.

В Индии были созданы самобытные системы письменности кхарошти, брахми, девангари и другие алфавиты, ставшие основой письменности в странах Юго-Восточной Азии.

Государство, заботясь о развитии науки, организует университеты. Так, в VII в. в Наланде действовал крупный научный центр, где обучалось 10 тыс. студентов. Для поступления в этот университет сдавали экзамены. Уровень требований был таков, что 80% поступающих отсеивались. Университет был настолько престижен, что некоторые лица выдавали себя за выпускников этого учебного заведения. В целях поддержания авторитета выпускников им стали выдавать сертификаты с глиняными печатями об окончании этого университета.

Уже во II тыс. до н. э. индийские астрономы установили фазы луны, лунный зодиак. Они создали календарь. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. В VI в. н. э. пишутся астрономические трактаты. Индусы установили вращение Земли вокруг своей оси и отражение Луной света Солнца.

Особенно значительны были успехи индийской медицины. Уже в середине II тыс. индийские медики систематизировали знания в области анатомии человека и имели анатомические термины. Они не только знали такие болезни, как желтуха, ревматизм, проказа и другие, но ставили их диагнозы и пытались лечить. Изучаются лечебные свойства растений и составляются лекарства. Появляются врачи различных специальностей: хирурги, терапевты. Составляются первые медицинские трактаты, например, в I в. н. э. трактат Самхита Чарака, затем трактат Сушрута Самхита. Индийские хирурги разрабатывают множество медицинских инструментов. Так, в трактате Сушрута описывается 20 острых и 101 тупой медицинский инструмент, в том числе скальпели, зонды, шприцы, пинцеты, иглы и т. д. Врачи делали глазные операции, операции по зашиванию кишок, пластические операции (исправление носа, восстановление оторванной мочки уха и др.). Все это свидетельствовало не только о мастерстве медиков, но и мастерстве ремесленников, изготовлявших тонкие медицинские инструменты. Знания индийских медиков перешли к арабам, а затем дошли до европейских специалистов.

Вопросы для повторения

1. Расскажите о главном занятии жителей страны.

2. Какими видами ремесел славилась Древняя Индия?

3. Расскажите о достижениях древнеиндийской науки.

4. Охарактеризуйте систему варн в Древней Индии.

5. Вспомните, какой город был крупнейшим в Древней Индии.

6. Что послужило причиной гибели древних государств Индии?