Розділи

загрузка...
Распад государств. Диаспора; История мировой экономики - Поляк Г.Б.

Распад государств. Диаспора

Борьба Израиля и Иудеи, социальные движения ослабили эти царства, и они стали добычей других государств. В 734 г. до н. э. ассирийский царь Тиглат-Палассар III захватил северную и северо-восточную Палестину, угнав большое число жителей в Ассирию. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II захватил Израильское царство и увел в Месопотамию и Мидию более 27 тыс. израильтян.

В 586 г. до н. э. пало Иудейское царство. Нововавилонский царь Навуходоносор после полуторагодичной осады взял главный город Иудеи Иерусалим, разрушил его и увел в Вавилон большое количество пленных иудеев (Вавилонское пленение). В Библии, в четвертой книге царств, записано, что Навуходоносор «вывез все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме господнем; и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, и всех плотников и кузнецов,... и художников, и строителей, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон». Так закончилось Иудейское царство и начался многовековой вавилонский плен.

С падением древних палестинских государств Израиля и Иудеи резко ускорилась еврейская диаспора, т. е. расселение евреев за пределами Палестины. И до падения Израиля и Иудии проживали они в других странах, в основном незначительных колониях Сирии, Финикии и Египта, созданных торговцами и ремесленниками.

С массовым же принудительным увозом евреев в другие страны там создаются большие колонии, которые постепенно превращаются в большие города. Такими городами — экономическими центрами в Вавилонии были Негардея, Низибис, где жили одни евреи. Со временем экономическое положение жителей этих городов было настолько устойчиво, что даже после того как Нововавилонское царство вошло в состав Персидской империи и евреи получили право вернуться на родину, многие из них остались в Месопотамии. Более того, при поддержке персидских царей еврейские ремесленники, торговцы, лекари и другие специалисты стали переезжать на жительство в Элам, Персию, Армению, Малую Азию, где создавали новые колонии.

Чтобы не попасть в ассирийскую неволю, большое количество евреев с согласия египетских фараонов, нуждающихся в специалистах, переселились в Египет, образовав здесь общину, в которой проживало до одного миллиона человек.

Переселение евреев в Египет

Переселение евреев в Египет

Следующий крупный этап древнего еврейского рассеяния приходится на Римский период.

В I в. до н. э. Палестина, как и весь Ближний Восток, была захвачена Римом и стала одной из его провинций. Борьба за независимость и против экономического гнета в Палестине стала постоянной. В 66 г. н. э. в Иудее началось восстание, вошедшее в историю Древнего Рима как Иудейская война. Восставшие захватили важнейшие города страны, в том числе Иерусалим. Посланные для подавления восстания римские войска потерпели поражение. Однако прибывшие на подкрепление войска из Рима осадили Иерусалим. После пятимесячной осады город был взят. Сикарии, наиболее непримиримая часть восставших, освобождавших рабов и уничтожавших долговые документы, разбив римский гарнизон, захватили горную крепость Масада и удерживали эту крепость семь лет. Лишь подтянув крупные силы и создав в скалах площадку для установки тарана, римляни проломили стену и ворвались в крепость. Но оставшиеся в живых защитники, в том числе женщины, покончили жизнь самоубийством. Восстание было подавлено.

Местью римлян за поражение в начале восстания, за многолетнюю осаду крепости Масада, за падение имперского престижа от действий маленького народа были разрушение Иерусалима и его центрального храма как национального и религиозного центра и массовое выселение пленных евреев из Палестины.

Вспыхнувшее в 133—135 гг. новое восстание евреев также было подавлено римлянами. Евреи были выселены из Иерусалима. Десятки тысяч их в качестве пленных было вывезено в Италию, Грецию, Галию, Испанию. Так произошло второе и самое массовое принудительное рассеяние евреев.

Экономическое значение еврейского рассеяния для Палестины и других стран

Для Палестины рассеяние было огромным бедствием. Разрушены были семьи. В стране, лишившейся основной массы тружеников и в первую очередь специалистов, подорван генофонд нации. Палестина, бывшая одной из развитых стран Средиземноморья, оказалась в глубоком экономическом кризисе.

Определенное влияние оказала еврейская диаспора на экономику стран, в которые они вывозились. Здоровые и квалифицированные рабы укрепляли экономику этих стран. Позже пленные либо отпускались на свободу, либо чаще всего выкупались соплеменниками. Таким образом, в странах Азии, Африки и Европы были образованы значительные еврейские общины, игравшие известную роль в развитии экономики этих стран.

Масштабы, направления и специфика влияния диаспоры на экономику стран определялись рядом обстоятельств.

Земля — главное богатство всех народов, и коренное население любой страны стремится не допускать чужеземцев к владению ею. Поэтому приведенные в плен и получившие потом свободу или добровольно прибывшие в страну люди не имели права покупать земли, пригодные для земледелия. Вследствие этого еврейская, как впрочем и другая диаспора практически во всех странах, не могла заниматься сельским хозяйством, а вынуждена была включаться в процесс производства ремесленной продукции и оказания местному населению всевозможных услуг (строительных, торговых, медицинских и др.) и жить в городах.

Подавляющая часть еврейской диаспоры продолжала придерживаться своей религии, а потому не смешивалась с коренным населением, не ассимилировалась и жила обособленно. В суровых условиях чужбины, ограниченные во многих правах, в том числе из-за нежелания принимать чужую религию, евреи вынуждены были приспосабливаться к местным условиям и их изменениям, находить свою экономическую нишу и добиваться в ней успеха (иначе бы они не выжили), так как помощи ждать было неоткуда.

В связи с ограниченной сферой приложения труда им приходилось заниматься в основном ремеслом, торговлей и интеллектуальным трудом (врачи, законоведы, преподаватели, переводчики, писцы, художники, актеры и т. д.). Поколение за поколением они продолжали выбранную сферу деятельности. Накапливаемые опыт и мастерство передавались по наследству. Шел многовековой своеобразный естественный отбор. Выживали более умелые, умные, экономически активные индивидуумы.

После окончания плена евреи в странах, куда их переселили, были свободными людьми и не знали позже крепостной зависимости. Попытки местных феодалов в Средние века закрепостить евреев закончились неудачей из-за бунтов и благодаря поддержки их центральными властями, видевших в евреях источник своих доходов. Более того, во многих странах еврейские общины в результате борьбы получили право не только религиозной, но и в ряде случаев административной и юридической автономии (они имели свои внутренние выборные органы управления и суды).

Профессионализм, мастерство, личная свобода, быстрая приспосабливаемость к меняющейся обстановке послужили основой достаточно высокой экономической активности и экономической результативности еврейской диаспоры, а следовательно, и ее доходов. В свою очередь, власти стран, в которых проживали евреи, были в них заинтересованы как в специалистах и плательщиках налогов, часто повышенных, по сравнению с налогами, взимаемыми с коренного населения.

Для центральной власти еврейская диаспора была полезна и тем, что из ее среды она брала грамотных, активных управителей, чиновников. Не будучи выходцами из родовой аристократии и не имея в ней поддержки (даже, наоборот, получавшие противодействие как чужеземцы), эти чиновники не участвовали в дворцовых интригах и заговорах. Кроме того, находясь под постоянным контролем со стороны аристократии, они имели меньше возможности ошибаться, меньше позволяли себе личное роскошество и расточительство и меньше занимались казнокрадством. Не редко из среды еврейских чиновников выходили главные управители государства, министры и другие крупные чиновники, игравшие большую роль в экономике страны. Таким образом, для экономики стран, куда были переселены евреи, их диаспора оказала положительное влияние.

Помимо вклада в экономику стран, куда переселили евреев, они принесли туда новый духовный потенциал — христианство.

Еще во II в. до н. э. в Палестине, как реакция на социальные и экономические невзгоды населения, возникли общины — коммуны ессеев, где не было частной собственности, но был общий труд, совместное проживание и трапеза, равное распределение результатов труда и поддержка нетрудоспособных членов общины. Ессеи были иудаистами, но по своим философским воззрениям, этическим нормам и новым религиозным ритуалам они были непосредственными предшественниками христиан. Позже часть ессеев стала христианами и проповедниками христианства.

Первые христианские общины были созданы евреями в Палестине. Вынужденные разделить общие невзгоды евреи-христиане, переселенные со всеми из Палестины, создавали в новых странах свои общины и тем самым распространяли в Азии, Европе и Африке христианство, которое позже сыграло немалую роль в развитии экономики многих государств.

Земля Палестины дала миру величайшее историческое, литературное, публицистическое, религиозное произведение, книгу книг — Библию, где собраны древние мифы, религиозные трактаты, образцы светской и религиозной поэзии, социальные и политические речи. Библия — ценнейший источник и по истории экономики народов и государств Древнего Востока. В Библии излагается многовековая история еврейского народа и древних еврейских государств. История этих родственных государств, ведших борьбу друг с другом, показывает, каков может быть печальный конец для государств и народов, не сумевших найти общие интересы и не объединившихся в общей борьбе.

Вопросы для повторения

1. Расскажите о древних государствах Восточного Средиземноморья.

2. Охарактеризуйте особенности развития сельского хозяйства в этом регионе.

3. Сравните развитие ремесел и торговли в странах Восточного Средиземноморья.

4. Расскажите о вкладе народов Восточного Средиземноморья в формирование научных знаний.