Розділи

загрузка...
Наука. Образование; История мировой экономики - Поляк Г.Б.

Наука. Образование

Росту производительных сил страны способствовали развитие наук, образования. Еще во времена государств Шумера и Аккада около 3000 г. до н. э. в Месопотамии появилось клинописное письмо, представляющее собой комбинацию клинообразных черточек, выдавливаемых на табличках, сделанных из сырой глины. Сначала знаки отображали конкретные предметы, понятия, затем звуковые комбинации, слоговые, фонетические значения. Эта система письма распространилась по всему Ближнему Востоку и стала основой разработки многих современных алфавитов: арамейского (еврейский, арабский), греческого (латинский, славяно-кирилловский, грузинский, армянский).

Клинопись

Клинопись

Хозяйственные потребности дали толчок к развитию наук, в первую очередь, астрономии и математики. Экономика была немыслима без математических расчетов количества продуктов, рабочей силы, участков земли. Месопотамия дала миру начала математики, сначала шестидесятиричную, а затем десятичную системы счисления, возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней, принцип арифметической и геометрической прогрессий, арифметические дроби, таблицу умножения, первые знания в области геометрии, алгебры, квадратные уравнения. Для арифметических расчетов применялись инструменты — наподобие счетов. Вавилонская система мер и весов перешла ко многим древним народам.

Необходимость определения нахождения человека на местности и установления счета времени способствовала рождению астрономии. Жрецы вели наблюдения за светилами и звездами. Эти наблюдения сначала накапливались и передавались устно из поколения в поколение, затем после появления письменности стали записываться в виде научных знаний. На высоких храмовых башнях-зиккуратах создавались первые на планете обсерватории, где велись астрономические наблюдения. Жрецы имели представление о четырех странах света, знали пять планет и их орбиты. Звездное небо было разбито на 15 частей, а звезды распределены по созвездиям, определено 12 зодиаков. Астрономы рассчитали, что лунные затмения наступают через 6585 дней, т.е. они могли предсказывать затмения. Ими была основана астрология, предсказывающая судьбы людей.

Знание астрономии позволило жрецам создать систему календаря. Календарными единицами стали год, лунный месяц, сутки. Год состоял из 365 дней, делился на 12 частей — месяцев. Астрономические знания месопотамских жрецов перешли ко многим народам. «Отец истории», греческий историк Геродот писал, что греки получили многие знания от вавилонцев.

География как наука сложилась в Месопотамии. В III тыс. до н. э. жителям этой страны были известны не только стороны света, но и первые географические карты, выполненные на глиняных табличках. Позже на таких картах был показан Вавилон и соседние страны.

Медицина, как комплекс знаний и как самостоятельная профессия, также зародилась в Месопотамии. Примерно в 2700 г. до н. э. в Вавилоне уже были хирурги, врачи, лечившие глазные и другие болезни. Медики описали симптомы многих болезней, в том числе органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, ревматизма, болезней, глаз, почек и др. Для лечения применялись лекарства, компрессы, массаж. Месопотамские хирурги еще в XVIII в. до н. э. умели удалять катаракту глаза. О том, что это была обычная операция, свидетельствует кодекс царя Хаммурапи, где регламентировалась плата за такую операцию: за операцию вельможи врач получал 10 шекелей, простолюдина — 5 шекелей, раба — 2 шекеля. Тем самым закон экономически стимулировал врача повышать свою ответственность при совершении хирургической операции.

В Месопотамии примерно в 2000 г. до н. э. изобрели в качестве моющего и дезинфицирующего средства мыло. Его варили из растительного масла и щелочи.

Все эти знания и технологии перешли по наследству другим народам, впрочем, как и эмблема медицины: символом бога медицины и покровителя врачей Ниназу была змея, обвивающая жезл.

Знания приобретались в школах при храмах. Затем появились специальные государственные учебные заведения. Первым таким учреждением на планете была школа, созданная примерно в 2000 г. до н. э. шумерским царем Шульги. Здесь молодежь изучала письменность, математику, языки, медицину, астрономию и астрологию, перевод с одного языка на другой, богословие, право, музыку.

Первая библиотека также была создана в Месопотамии в VII в. до н. э. царем Ашшурбанипалом, собравшим религиозные, законодательные материалы с древнейших времен. Для перевода их на современный ему язык были созданы первые словари. В этой библиотеке были сделаны первые шаги в информатике. Разработаны каталоги глиняных табличек, выполнена их нумерация, в конце каждой таблички сделана аннотация текстов, подготовлены путеводители для быстрого поиска нужного текста.

Экономика, наука и культура Древней Месопотамии стали основой развития Ближневосточной, Средиземноморской и в дальнейшем всей Европейской цивилизации.

Вопросы для повторения

1. Вспомните, где и когда возникли первые государства.

2. Расскажите о предпосылках образования первых государств.

3. Охарактеризуйте систему землепользования в древневосточных государствах. Назовите наиболее важные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в государствах Древнего Востока.

4. Какие виды ремесел получили наибольшее развитие и почему?

5. Расскажите о развитии внутренней и внешней торговли.

6. Какие отрасли научных знаний впервые сформировались в древневосточных государствах?