Розділи

загрузка...
Матриархат; История мировой экономики - Поляк Г.Б.

Матриархат

В позднем палеолите уже сложился первобытно-общинный строй, и люди жили родовыми общинами. Это был период существования материнской родовой общины, или матриархата. Специфика матриархата, однако, заключалась не в том, что во главе рода стояли женщины, как еще недавно полагали ученые, а в том, что в условиях группового брака, характерного для этого периода, счет родства можно было вести только по женской линии. Таким образом, материнский род — это группа родственников, связанных общим происхождением по женской линии, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.

Что же касается реальной власти в общине, то она принадлежала старейшинам — мужчинам 40—50 лет и основывалась на их опыте, силе и интеллектуальном и эмоциональном превосходстве. Формально их власть, конечно, не опиралась на законы — их еще просто не было, но фактически редко случалось, чтобы к советам вождей не прислушивались, а их приказы не выполнялись.

В период позднего палеолита уже существуют первые в истории человечества общественные запреты. Одним из самых ранних был запрет на браки внутри рода — экзагамия, сначала между родителями и детьми, а потом между ближайшими братьями и сестрами. Нарушение этого запрета каралось исключительно жестко.

Более четкой становится социальная организация общины, в которой выделяются группы взрослых мужчин, женщин и детей. На стоянках во время кочевий мужчины и женщины располагались поодаль, и контакты между ними ограничивались. Переход из детской во взрослые группы не был простым и сопровождался специальными обрядами — инициациями, как правило, мучительными и опасными, особенно для мальчиков.

Хозяйственная деятельность

Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей.

Основными сферами хозяйственной деятельности, как и раньше, остаются охота, рыболовство и собирательство, эффективность которых существенно возрастает благодаря лучшей организации труда и использованию более совершенных орудий. Так, на охоте стало применяться новое охотничье снаряжение — копьеметалка. Это было первое в истории человечества механическое приспособление для метания камней и дротиков, намного увеличившее дальность и точность полета. Охотники все шире использовали ловчие ямы, сети, изгороди и механические западни. Рыболовство все чаще осуществлялось при помощи гарпунов, рыболовных крючков, сетей. Занимаясь собирательством, люди помогали себе специальными мотыжками, сделанными из дерева и камня.

Возросший уровень каменной техники позволил резко расширить ассортимент изготовляемых орудий; впервые появились кремневые орудия, края которых в принципе оформлены так же, как и у современных стальных резцов. Люди стали делать также и каменные зернотерки и песты для растирания орехов и кореньев.

Труд как простая кооперация

Труд в позднем палеолите был простой кооперацией т. е. сотрудничеством без развитых форм общественного разделения труда. При выполнении работ учитывались, разумеется, пол и возраст, но все взрослые мужчины, как и женщины, могли исполнять одни и те же задания. Однако постепенно возникло и усилилось разделение производственных функций. Так, при проведении загонной охоты выделяются организаторы, загонщики, те, кто разделывал добычу, переносил ее на место стоянки.

Сельбища и стойбища

Люди позднего палеолита, как и их предшественники, вели кочевой образ жизни, мигрируя в поисках пищи по мере того, как они опустошали свою охотничью территорию. Но некоторые племена, жившие в наиболее благоприятных условиях — с быстрым естественным воспроизводством флоры и фауны в своей местности, — начали переходить к частичной оседлости. Об этом свидетельствуют сельбища — поселения, в которых люди жили десятки и даже сотни лет. Жилища представлены традиционными пещерами, пол которых нередко покрывался галькой для предохранения от сырости и устилался шкурами животных. Новыми видами жилищ были переносные шатры-чумы, а также большие (до 600 м2) общинные дома. Наряду с поселениями постоянными существовали и временные — так называемые стойбища, в них люди оставались от одного дня до нескольких недель.

Виды собственности

Территория, на которой жила и в пределах которой передвигалась община, находилась в ее коллективном пользовании — фактически, в коллективной собственности. Коллективной была также собственность на жилища, огонь, добычу. Что касается орудий труда, бытовой утвари, украшений — все это находилось в нестрогой личной собственности: хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой сородич мог взять чужую вещь и пользоваться ее без спроса. Пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов.

Обмен и дарообмен

В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение — при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда. (В будущем это станет одним из оснований для формирования института частной собственности.)

Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин — соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: ценные породы дерева, камни, шкуры, редкие раковины и пр. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен»: члены одной общины оставляли свои дары в условленном месте и уходили, тогда приходили жители другой общины, осматривали ценности, и в том случае, если бывали удовлетворены, забирали их с собой. Если же дары их не устраивали, они оставляли их нетронутыми, и первая община вынуждена была добавлять новые подарки. Потом роли общин менялись. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами — его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.

Образование рас

Поддержание добрососедских отношений было важной и непростой задачей: в этот период начался процесс формирования разных народов и рас.

Расы более или менее точно совпадали с границами материков. Так, европеоидная раса сформировалась в основном в Европе, монголоидная — в Азии, негроиды населяли Африку и Австралию. Таким образом, в образовании рас главную роль, по-видимому, сыграли природные условия. Расовые признаки — темная кожа и курчавые волосы у негров, эпикантус и подкожный жир на лице у монголоидов, большой нос у европейцев — трактуются как результат длительной адаптации к окружающей среде.

Развитие научных знания. Со времени возникновения на Земле человека современного типа жизнь его уже не исчерпывалась одной лишь борьбой за выживание. Появляются религиозные представления, искусство, начинают накапливаться научные знания.

Ученые предполагают, что мышление человека эпохи позднего палеолита было тождественным мышлению современного человека и логичным, но еще не успела сформироваться развитая система широких грамматических обобщений. Это приводило к очень большому словарному запасу — для каждой вещи, предмета, явления существовало свое название, грамматика была чрезмерно усложненной за счет детализации, и число форм одного глагола могло достигать сотен. Однако отсутствовали собирательные понятия, как, например, растения, животные, пр.

Такие же закономерности прослеживаются и в первых арифметических знаниях: существовали не числа вообще, а числа, привязанные к определенным предметам: две руки, пять пальцев и т.д.

В этот период быстро накапливаются фармакологические и медицинские знания: люди умели лечить переломы, вывихи, укусы змей, удалять зубы и пр.