Розділи

загрузка...
Факторы экономического развития; История мировой экономики - Поляк Г.Б.

Факторы экономического развития

Важной проблемой историко-экономической науки является проблема факторов экономического развития человечества.

1. Многие ученые в качестве ведущего выделяют фактор научно-технического прогресса: под его влиянием происходят принципиальные сдвиги в системе хозяйства и в самом обществе, которое переходит на качественно новый этап своего развития: от аграрного— к индустриальному и затем постиндустриальному.

2. Чрезвычайно существенным является прогресс в средствах коммуникации, в число которых включают прежде всего язык — разговорный и письменный, служащий средством мышления, выражения и общения. Другими средствами коммуникации являются деньги, дороги, печать, почтовое, телефонное, телеграфное, телетайпное, телефаксное сообщение, электронные системы связи, книги, журналы и особенно газеты, радио и телевидение. На современном этапе особенно важен прогресс в создании и функционировании информационных систем. Очевидно, что чем более развиты средства коммуникации, тем больше возможностей для быстрого развития имеет общество. Канадский ученый Мак-Люэн, давая прогноз о дальнейшем историко-экономическом развитии человечества, утверждал, что именно с помощью информационных технологий творческий процесс будет коллективным и распространится на все человечество.

3. Уровень экономического развития страны также напрямую зависит от степени обеспеченности энергией и вида энергии, наиболее активно используемого в народном хозяйстве. В целом человеческое общество обнаруживает тенденцию к использованию все более мощных источников энергии, начав с энергии огня в первобытную эпоху и дойдя до энергии термоядерного синтеза на современном этапе. Человечество постоянно занято поисками новых, более эффективных и чистых видов энергии, и от того, насколько успешными будут поиски в этом направлении, зависит не только экономическая судьба отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Представляется, что значение этого фактора так же, как и коммуникационного, будет с течением времени усиливаться.

4. В отличие от энергетического фактор природный, по-видимому, оказывал значительно более сильное воздействие на ход экономического развития в прошлом, чем в настоящем. Географическое положение местности, ее климатические и геодезические условия диктовали человеческому обществу определенную структуру хозяйства, направленность и специфику хозяйственной деятельности. Однако с течением времени люди научились нейтрализовать неблагоприятное воздействие климата, компенсировать недостаток природных богатств, и чем выше уровень экономического развития общества, тем менее значимым следует признать этот фактор. Можно предположить, что и в последующем роль этого фактора будет ослабевать, если иметь в виду его совокупное влияние, однако роль отдельных его составляющих — полезных ископаемых, флоры, фауны, водных ресурсов, пр. — может быть весьма значительной.

5. Большое значение для хозяйственной эволюции имеет фактор демографический, прежде всего такие его характеристики, как общая численность населения, его плотность, половозрастная структура, уровень рождаемости, смертности, миграционной мобильности. Русский ученый М.М. Ковалевский утверждал, что рост народонаселения — это вообще главный двигатель народного хозяйства. В целом опыт экономической истории свидетельствует о том, что, по-видимому, существует некоторый оптимальный для данных конкретных условий уровень численности и плотности населения, при котором обеспечиваются наиболее быстрые темпы экономической эволюции, при отклонениях от него темпы роста замедляются, однако в целом недостаток населения действительно представляется более неблагоприятным фактором, нежели его избыток.

6. Многие ученые в качестве важнейшего фактора, влияющего на хозяйственное развитие, выделяют психологию людей, их субъективные оценки хозяйственной реальности, личные мотивы деятельности, состояние нравственности.

Другие ученые подчеркивают важность такого фактора, как национальная психология, система правовых отношений, религиозные воззрения. Безусловно, важную роль играет экономическая политика государства.

Варианты периодизации экономической истории

К числу центральных проблем историко-экономической науки относится проблема периодизации экономической истории (истории мировой экономики).

Периодизацияэто установление определенных хронологически последовательных этапов в экономическом развитии общества.

Установление этапов развития является важнейшей научной проблемой, поскольку в основу их выделения должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих. На начальном этапе развития историко-экономической науки большинство ученых однозначно отвергли периодизацию, разработанную гражданскими историками, поскольку в ней в качестве критериев периодизации принимались факторы, лежащие вне производственной сферы. И только постепенно в установлении этапов развития историки-экономисты стали учитывать показатели, связанные с социально-экономическим прогрессом, формами хозяйства, стадиями развития, различающимися достигнутым уровнем производительных сил, и т.д.

За время существования историко-экономической науки разработано множество вариантов периодизации хозяйственной истории человечества.

В настоящее время существуют три основных подхода к этой проблеме:

• экономическая история человечества трактуется как восхождение от низшего к высшему;

• теории исторического круговорота;

• теории цивилизаций.

К первой группе теорий относится, в частности, концепция русского просветителя XVIII в. С. Е. Десницкого, который, исходя из идеи о постоянном усложнении форм хозяйственной жизни, выделил стадии: собирательства, скотоводства, земледелия и коммерческого состояния общества.

Русский ученый Л.И. Мечников установил периодизацию экономической истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (период древности), средиземноморский период (Средневековье), океанический период (Новое и Новейшее время).

Германский ученый К. Бюхер, проанализировав длину пути, который проходит продукт (услуга) от производителя до потребителя, выделил стадию замкнутого домашнего хозяйства, где каждый производит сам для себя все необходимое; стадию городского хозяйства, где производитель работает на заказ; и стадию народного хозяйства, где производитель работает на неизвестный рынок.

Б. Гильдебранд, используя явления обмена, купли, продажи, выделил три последовательные стадии: натуральное, денежное, а затем кредитное хозяйства.

Американский ученый У. Ростоу — автор концепции «стадий экономического роста», которую он разработал в 60-е годы XX в. Он считает, что вся история укладывается в пять фаз: 1) традиционное общество, для которого характерно применение ручного труда, развитие сельского хозяйства как основы экономики, низкая производительность труда, медленные темпы технике-экономической эволюции; 2) период создания условий для сдвига. Движущими силами, подготовившими общество к сдвигу, было развитие науки, рынка и свободной конкуренции, а также накопление капитала и рост капиталовложений в народное хозяйство; 3) стадия сдвига, или промышленного переворота, с быстрым развитием отдельных отраслей промышленности и заменой ручного труда на машинный; 4) стадия зрелости, когда был достигнут быстрый и постоянный прогресс всех отраслей хозяйства; 5) стадия, обеспечивающая высокий уровень массового потребления. Однако в 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией, на которой общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. Этот ученый считает, что он дал теорию экономической истории в целом, которая является современной альтернативой марксизма.

К. Марксом была разработана формационная теория. В ней за основу был взят тезис о том, что все народы в принципе развиваются одинаково и рано или поздно проходят одни и те же стадии общественно-экономического развития: первобытнообщинную (от возникновения человека до IV тыс. до н. э.), рабовладельческую (IV тыс. до н. э. — V в. н. э.), феодальную (V—XVII вв.), капиталистическую (с середины XVII в. по настоящее время в ведущих странах), коммунистическую.

Эти стадии получили название общественно-экономических формаций. В основе перехода от одной формации к другой лежит эволюция производительных сил и производственных отношений. Таким образом, экономическая история человеческого общества предстает как процесс возникновения, развития и смены способов производства. Способ производства — это исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

В настоящее время получили распространение подходы к периодизации под воздействием научно-технической революции. Примерами могут быть такие схемы: доиндустриальное общество — индустриальное — постиндустриальное (Д. Белл, А. Турен и др.), а также аграрная — индустриальная — технотронная цивилизация (О. Тоффлер).

Вторая группа — теорий исторического круговорота стала особенно популярной в историке-экономической литературе в последние 60—70 лет, хотя первые из них были созданы еще в начале XVIII в. Так, итальянец Дж. Вико, выдвинув концепцию исторических кругов, утверждал, что развитие всех народов идет по циклам. В трудах немецкого историка И. Г. Гердера история народов уподоблена жизни человека с его возрастами. Э. Мейер высказал мысль о том, что история человечества представляет собой ряд замкнутых циклов — например, Древний мир, средневековье — и в каждом из них присутствуют элементы как феодальной, так и капиталистической экономики, в любом из циклов можно найти и свободный, и наемный, и принудительный труд.
Третья группа — теории цивилизаций, близко стоящие к теориям циклического круговорота. Цивилизационный подход строится на анализе внутренних особенностей данной цивилизации: предполагается, что цивилизация характеризуется определенной экономической системой, этническими корнями, религией, философией, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира, особым принципом жизни цивилизации. Этот принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство и сохраняемость на протяжении всей его истории.

Идеи о неоднородности человеческого развития высказывались еще античными мыслителями. В XIX—XX вв. появилось много новых теорий цивилизаций, из которых наиболее известными были теории Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, А. Тойнби.

Русский ученый Н. Я. Данилевский считал, что основной реальной единицей всемирной истории является локальный культурно-исторический тип — цивилизация, каждая из которых непрерывно борется с внешней средой и другими цивилизациями. Цивилизации покоятся на четырех основах — культурной, религиозной, политической и экономической; эти сферы деятельности всегда были развиты неравномерно — в действительности преобладала какая-то одна, что тормозило развитие народов.

П.А. Сорокин предложил разделить все цивилизации на три группы в зависимости от преобладающих в них методов познания мира: цивилизации чувственного типа — для них характерно преимущественное чувственное исследование окружающей действительности; цивилизации идеациональные, в которых преобладает рациональное мышление; цивилизации идеалистические, в которых господствует интуитивный тип познания. От типа цивилизации зависит и собственно история данной цивилизации и ее экономика.

По мнению английского ученого А. Тойнби, всемирная история есть просто сумма глубоко специфических, не связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии в своем развитии — зарождается, достигает расцвета, приходит в упадок и погибает. Цивилизации, соприкасаясь, не могут не влиять друг на друга, однако это воздействие не является настолько сильным, чтобы принципиально изменить характер данной цивилизации: систему хозяйства, повседневный уклад жизни, особенности национального менталитета — то, что и составляет самобытность каждой культуры. Он выделил тринадцать основных цивилизаций,, из которых пять цивилизаций — великие. Наиболее активной из пяти великих цивилизаций, существующих с древности до наших дней, А. Тойнби считал западную, сумевшую оказать наибольшее влияние на другие цивилизации. В число других великих цивилизаций Тойнби включал также дальневосточную (Китай), индусскую (Индия), ближневосточную (исламскую), восточнославянскую (православную). Общее же количество цивилизаций в человеческой истории — около 30, большинство из них погибли, не оказав существенного влияния на развитие человечества. Тойнби полагал, что жизнеспособность цивилизации определяется прежде всего прогрессом в производительных силах и ростом производительности труда, овладением жизненной средой, способностью избегать ситуаций, решение которых не зависит от данного общества, и наличием интеллектуальной элиты — творческого меньшинства: если его нет, то нет и цивилизации.

В арсенале современной цивилизационной теории присутствует также мысль о том, что мировая история в своем развитии прошла следующие этапы: этап локальных цивилизаций (шумерской, эгейской, др.), этап особенных цивилизаций (индийской, европейской), этап глобальной человеческой цивилизации, когда мировое сообщество оформилось и стало выступать как единый целостный организм.

Следует иметь в виду, что в большинстве приведенных вариантов периодизации наблюдается расплывчатость хронологических рубежей, а критерии периодизации затрагивают, как правило, не только сферу производственных отношений, а больше относятся к духовной сфере, поэтому абсолютизировать их нельзя. Для упорядочения и презентации историко-экономического материала наиболее адекватна периодизация по способам производства.

В учебнике «История мировой экономики» выделено в соответствии с общей исторической периодизацией пять эпох: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время и в разрезе этих эпох рассмотрено экономическое развитие ведущих стран. Вместе с тем хронологический и страновой подход увязан с формационным, здесь уделено внимание отличительным особенностям древневосточного («азиатского способа производства») и античного рабства; феодального способа производства, как строя, сформировавшегося в Средние века; капитализма, т. е. рыночного хозяйства, берущего свое начало от эпохи Великих географических открытий при переходе к Новому времени. Отражены особенности современной стадии развития экономики капиталистических стран. Присутствуют анализ опыта СССР по строительству социалистического общества и этапы развития мировой системы социализма.

Что дает знание истории мировой экономики

Итак, экономическая история (история мировой экономики) — фундаментальная экономическая наука. Без соответствующего развития этой науки невозможно развитие экономической теории. Уместно напомнить, что Ф. Энгельс называл К. Маркса человеком, «теория которого представляет собой результат длившегося всю его жизнь изучения экономической истории и положения Англии ...».

Без знания этой дисциплины нет высокообразованного, широкомыслящего компетентного экономиста, понимающего суть экономических процессов и причин успехов или неуспехов хозяйственного развития той или другой страны в конкретную историческую эпоху.

Изучивший экономическую историю будет знать, почему, например, Голландия, будучи образцовой капиталистической страной в XVII в., уже в XVIII в. отошла на второй план. Или почему Англия, классическая страна первоначального накопления капитала и бывшая мастерской мира в середине XIX в., в конце этого же столетия пропустила вперед США — страну с колониальным прошлым, с использованием непроизводительного труда рабов, а также Германию, где феодализм задержался значительно дольше, чем в Англии, Голландии, Франции.

Знание экономической истории позволяет видеть в развитии и сравнении такие важнейшие социально-экономические явления и процессы, как эволюция систем землепользования и землевладения, развитие форм организации промышленного производства, становления денежной системы и системы налогообложения и др.

Знание экономической истории — это понимание того, что сложившиеся в ту или иную эпоху формы собственности, производственные отношения, экономические категории, экономические показатели, хозяйственный механизм находятся в постоянном движении, не остаются неизменными, они исторически преходящи и подлежат обязательному устранению, замене, преобразованию при переходе от одной ступени к другой.

Знающий экономическую историю увидит и оценит непрерывающуюся линию восхождения человеческого общества от первой экономической революции, когда в первобытную эпоху возникло производящее хозяйство, прохождения этапа промышленной революции, повлекшей формирование индустриальной цивилизации, до осуществления второй и третьей научно-технических революций, проложивших дорогу к постиндустриальному, информационному обществу.

Знающий экономическую историю поймет альтернативность (многовариантность) экономического развития — ни одна страна не копировала слепо модель другой, а определяла свой путь развития с учетом природных, социальных, исторических возможностей, а также эффективности экономической политики государства. Яркие тому примеры: решение аграрного вопроса в ходе буржуазных революций; особенности промышленного переворота по странам; ход монополизации; варианты выхода из экономического кризиса 1929—1933 гг. (Великой депрессии); модели возрождения национальной экономики после Второй мировой войны и др.

Изучение истории мировой экономики особенно важно потому, что эта наука имеет большое практическое значение — не зная прошлого, нельзя шагать правильно в будущее. Для выработки философии экономического развития (т. е. направления экономической политики) необходимо глубокое изучение прошлого, в значительной мере, хотя и недостаточно обобщенного историко-экономической наукой. Представляется, что неудача осуществляемых в нашей стране реформ во многом объясняется полным незнанием нашими преобразователями экономической истории человечества, его хозяйственного опыта и отклика на экономические явления и процессы историко-экономической науки. Примеры: применение монетаристской модели в условиях наличия одной формы собственности (государства), отказ от государственного регулирования экономики, хотя уже в начале XX в. саморегулирование в капиталистических странах было отвергнуто; либерализация всего, в том числе внешнеэкономических отношений без обеспечения воспроизводственного процесса внутри страны, хотя все страны в период становления экономики прибегали к протекционизму, и пр.

Вопросы для повторения

1. Что изучает история экономики?

2. Какие этапы прошла в своем развитии историко-экономическая наука?

3.Назовите основные факторы экономического развития.

4. Охарактеризуйте варианты периодизации экономической истории.