Розділи

загрузка...
Вводная глава; История мировой экономики - Поляк Г.Б.

Вводная глава

Важной частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов — экономистов является изучение общественных дисциплин, поскольку оно способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. Одной из таких дисциплин является история мировой экономики. Эта дисциплина призвана формировать принципы экономического мышления, позволяет видеть исторические корни современных социальных и экономических проблем; опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт, адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию и принимать правильные решения.

Развитие науки

История экономики — наука междисциплинарная, она возникла на стыке исторических и экономических наук. Первые произведения, посвященные отдельным сторонам развития экономики, появились еще в эпоху позднего Средневековья. Так, в 1514 г. во Франции был издан «Трактат об ассе»* Гильома Бюде. В XVI—XVIII вв., когда в Европе происходили буржуазные революции, особую актуальность приобрели вопросы истории финансов, торговли, сельскохозяйственного, ремесленного производства и промышленной деятельности, что стимулировало развитие историко-экономической науки и способствовало ее формированию.

* Асса — древнеримская монета.

Вопросы экономической истории разрабатывались в экономико-статистических произведениях У. Петти («Трактат о налогах и сборах», 1662), в многочисленных трудах французских авторов XVIII в., в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смита. В XVIII в. в разных странах были осуществлены специальные исследования по истории экономики и хозяйственного быта. Поэтому XVIII век признают начальным этапом зарождения экономической истории как науки. С наступлением капитализма исследования историко-экономического направления стали более регулярными и основательными. А в середине XIX в. эта наука сформировалась в самостоятельную.

Становлению науки в качестве самостоятельной способствовало несколько факторов. Один из них — это утверждение исторического (историко-генетического) метода в познании экономических явлений и процессов. Исторический метод (принцип) в подходе к действительности как изменяющейся во времени признавали представители немецкой классической философии, например, Гегель. Последовательно принцип историзма разработали К. Маркс и Ф. Энгельс, применив его к изучению всех сфер объективной действительности, включая природу, общество, мышление. Кроме того, на развитие этой науки оказали влияние, с одной стороны, кризис, переживаемый тогда классической буржуазной политической экономией, а также бурный экономический прогресс в Западной Европе во второй половине XIX в.

Большой вклад в развитие историко-экономической науки во второй половине XIX — начале XX вв. внесли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, русские М. М. Ковалевский и П.Г. Виноградов. Германская, английская и русская школы получили не только европейскую, но и мировую известность. В 20—40-е годы XX в. блистательно развивалась школа «Анналов» во Франции. Ее возглавляли М. Блок и Л. Февр. В период после Второй мировой войны в США сложилась школа «новой экономической истории», сконцентрировавшая внимание на применении количественных методов и моделирования. Ее представители — А. Конрад, Дж. Мейер, Р. Фогель. Наиболее известный историк-экономист XX в. — французский ученый Ф. Бродель.

В послеоктябрьский период существенный вклад в развитие этого научного направления внесли отечественные ученые И.М. Кулишер, С. Г. Струмилин, П. И. Лященко, К. А. Пажитнов, И. А. Гладков, Ф.Я. Полянский, П.А. Хромов, В. Т. Чунтулов и др.

По мере становления и развития науки вырабатывались определения ее предмета, формировался понятийный аппарат.

Практически все ученые второй половины XIX в. сходились на том, что под предметом науки понималась эволюция хозяйственной деятельности народов от первобытной эпохи до современности. За 150 лет существования науки сменилось несколько ее названий. На начальном этапе в Англии она называлась «Экономической историей» и под ее предметом понималась экономическая история отдельных стран мира, как правило, наиболее крупных и развитых («Экономическая история Англии»). Она могла изучать отдельные этапы социально-экономического развития этих стран, например, Англию в мануфактурную эпоху. Постепенно масштаб изучения расширялся, в орбиту исследования стали вовлекаться целые континенты, появились труды по экономической истории Европы, экономической истории Америки, а затем и мира в целом и наука стала называться «История мировой экономики». В таких странах, как Германия и Россия, эта наука существовала под тремя названиями: история хозяйственного быта, история экономического быта, история народного хозяйства.

В ходе развития науки расширялся понятийный аппарат. Уже во второй половине XIX в. применялись такие понятия, как экономическая эволюция, ступени хозяйства, стадии экономического развития, исторические формы сельскохозяйственного производства, исторические формы промышленности, экономическая революция и др.

Экономическая история в системе образования

Утверждение экономической науки в качестве самостоятельной имело следствием включение ее преподавания в высшей школе разных стран. Так, в 1881—1882 тт. А. Тойнби в Оксфорде был прочитан лекционный курс по экономической истории. В этом же году в Базельском университете прочитал лекции по этой дисциплине К. Бюхер. В России впервые курс по экономической истории был прочитан В.Ф. Левитским в 1885—1886 г. в Ярославле в Демидовском юридическом лицее. В 1889 г. М. М. Ковалевский выступил с лекциями по экономической истории в Брюссельском университете.

На рубеже XIX и XX вв. экономическая история наряду с политической наукой, социологией, правом заняла основное место в учебных планах университетов европейских стран. В Лондонском университете в 1895 г. была создана школа экономики и политической науки, ей был придан статус специализированного колледжа. Первая кафедра экономической истории была создана в начале XX в. У. Эшли в гарвардском университете США, а в 1910 г. такую же кафедру открыли в Манчестерском университете.

Особенно расширилось преподавание экономической истории в Англии. Здесь интерес к экономической истории возрос не только в старейших, привилегированных университетах (Оксфордском и Кембриджском, где были открыты специальные кафедры), но и во многих вузах других городов (Эдинбурге, Глазго, Гулле, Лестере, Шеффилде, Ливерпуле, Ноттингеме и др.)

Экономическая история изучается во Франции. В Париже в Институте экономической и социальной истории имеется центр по истории рынка рабочей силы. Есть такой центр в Лионе.

Существенно расширилось преподавание этой науки в Италии. Если в начале 50-х годов по экономической истории в 46 итальянских университетах читалось 15 курсов, то в начале 70-х годов — 51, а в начале 80-х годов — уже 87.

Преподается эта дисциплина в странах северной Европы, например, в Швеции, где она выделилась в самостоятельный предмет с 1948 г., а в 1955 г. в Упсальском университете образована специальная кафедра.

В настоящее время в западных странах экономическая история — обязательная дисциплина учебного плана экономического, политического, юридического и исторического образования, хотя в США из-за чрезмерного увлечения эконометрией экономическая история вновь слилась в единую дисциплину с экономической теорией.

В нашей стране история мировой экономики (экономическая история, история народного хозяйства) преподается на экономических факультетах университетов, в экономических вузах, на экономических факультетах 72 технических вузов, где она читается как комплексная дисциплина «Экономическая история и экономические концепции».

Кафедра истории народного хозяйства и экономических учений была создана в МГУ в 1947 г.

Предмет экономической истории

Так что же изучает история мировой экономики? Предметом ее изучения является хозяйственная жизнь различных стран в различные исторические эпохи, т.е. в ее исторической эволюции (от первобытнообщинного строя до современности).

Хозяйственная жизнь многообразна, поэтому экономическая история — многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются:

• эволюция способов производства;

• история хозяйственных механизмов;

• история отраслей народного хозяйства;

• история отдельных экономических процессов (урбанизация, промышленный переворот, интеграция и др.);

• история экономических институтов (налоги, цены, кредит и др.).

Таким образом, история экономики может изучать экономику в целом, а может — отдельные ее части (например, историю промышленности, историю сельского хозяйства, историю транспорта и т. д., то есть историю конкретных экономик). Она может изучать историю функциональных экономик. Входят в ее предмет типы и формы хозяйства, их социальная и организационная структура, формы внешнеэкономических связей, экономическая политика государства, сдвиги в размещении производительных сил и др.

История мировой экономики тесно связана с другими общественными и экономическими дисциплинами, в системе экономических наук она является наряду с экономической теорией и историей экономической мысли фундаментальной. Фундаментальность экономической истории обусловливается тем, что она обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом о хозяйственном развитии человечества, и от качества, количества и полноты первичной общеэкономической информационной базы в значительной степени зависят выводимые экономической теорией законы и категории.

Экономическая история тесно связана с конкретными отраслевыми экономическими науками, такими, как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта и др., а также с функциональными науками.

Кроме круга экономических дисциплин история мировой экономки тесно связана со всеми историческими дисциплинами: гражданской историей, всеобщей историей, историей культуры, историей языка, военной историей и др.

Поскольку данная наука изучает хозяйственную жизнь разных стран и континентов, она тесно связана с географическими науками, демографической наукой и многими другими общественными дисциплинами (социология, политология, психология и др.).